На старой версии сайта ЦИПКР опубликованы наброски одного нереализованного проекта основателя ЦИПКР С.И.Васильцова. Так как проблемы, поднятые С.И.Васильцовым продолжают оставаться актуальными, обновляем доступ к этим заметкам основателя ЦИПКР.

ФАШИЗМ И РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО.
Третье тысячелетие. Психологическая война

(фрагмент рукописи)

ОБ ИСТОЧНИКАХ И СОСТАВНЫХ ЧАСТЯХ ФАШИЗМА

С того времени, как КПРФ заявила себя в качестве серьезной и влиятельной силы в российской политике, не убывают попытки доказать «тождественность» нацистов с русскими и особенно — коммунистами. В дело идут как прямые, даже «лобовые» сопоставления и всевозможные ассоциации, так и более или менее тонкие намеки, подводящие аудиторию к соответствующему «самостоятельному» выводу. Система доказательств, как правило, отсутствует. Упор делается на эмоции и внушаемость читателя, слушателя, зрителя. «Ленин — великий изобретатель той системы, которая может иметь разные модификации. И Муссолини, и Гитлер — его робкие ученики», — с почти подкупающей простотой разъяснял, например, суть вопроса режиссер М. Захаров.

Впрочем, в ход иногда пускаются и ссылки на серьезные авторитеты, включая в их число самого Гитлера с его ближайшим окружением.

В самом деле Гитлер говаривал: «Я всегда учился у своих противников. Я изучал революционную технику Ленина, Троцкого, прочих марксистов… Только дурак не учится у своих врагов. Только слабый человек боится потерять при этом свои собственные идеи.» В различных вариациях эти его слова донесли до нас многие мемуаристы.

Вот только ставить при этом знак равенства между коммунизмом и нацизмом, как это делается кое-кем сейчас, рискованно. Хотя бы уже потому, что даже для Гитлера между ними лежала пропасть. И в том числе — демократический по его исконной сути (и согласно мнению фюрера) характер коммунизма. «Национал-социализм, — разъяснял он сподвижникам, — это то, чем мог бы стать марксизм, если бы освободился от своей абсурдной искусственной связи с демократическим устройством.» Указывал он и на другие принципиальные отличия.
К тому же такие материалы цитируются у нас на диво «выборочно». Наверное, и потому, что из них следует: не только и не столько большевизм, сколько целый ряд иных могучих сил послужили как бы источниками и составными частями для нацистской идеологии и практики, а также сказались на менталитете самого фюрера.

Учился он, по его признаниям, у многих…

Например, у католической церкви. «Прежде всего, я учился у иезуитов… Мир еще не создавал ничего более великолепного, чем иерархическая структура католической церкви. Многое я прямо перенес оттуда в структуру моей партии. Ведь церковь продержалась почти две тысячи лет, среди всеобщих перемен… Католическая церковь может служить образцом… из-за мудрого использования человеческих слабостей для управления верующими… И я, разрабатывая нашу программу — вечно действующий основополагающий принцип нашей партии, — строго придерживался образца церковного символа веры. Как обращаются с ним церковники? Они никогда не позволяют вносить в него изменения.» И, по признаниям современников и сподвижников, фюрер в этом преуспел: НСДАП в глазах людей знающих выглядела чем-то вроде второго издания пресловутого Ордена Иисуса.

У римской церкви Гитлер учился игре на чужих слабостях и строжайшей защите своего мира. Иначе говоря, католицизм привлекал его умением перестраивать окружающую действительность под себя. И этим же пугал. Не случайно все правление нацистов было сплошным конфликтом с церковью, которую фюрер мечтал поставить на колени. Очевидно, по общеизвестной логике: двум богам не молятся… Себя же он видел богом для германцев.
Не гнушался фюрер и опытом масонов. «Я, конечно же, не верю в злонамеренность и вредоносность этого взаимовыгодного объединения… Все так называемые «ужасы»…, все эти скелеты и черепа, гробы и таинственные церемонии — пугало для малых детей. Опасно в них другое — и именно это я перенял от масонов. Они образуют нечто вроде элиты священнослужителей. Они огораживаются от людей с помощью особых обрядов. Они разработали тайное учение, которое не формулируется в словах, а постепенно, с помощью символов и таинственных ритуалов, дает все более и более высокую степень осознания. Иерархическое строение и воспитание символами и ритуалами, то есть помимо просвещения разума, а только путем оплодотворения фантазии, путем магического воздействия культовых символов: вот в чем опасность и величие масонов — и это я перенимаю у них. Не кажется ли вам, что наша партия должна быть чем-то наподобие масонства? Орденом, иерархией мирского священнослужительства.»

Сами прошедшие через масонские организации, заправилы третьего рейха многое позаимствовали у «вольных каменщиков». Особенно для устройства своей ударной силы — черного ордена СС, задуманного в качестве эталона будущего — «правильного» — общества и государства. Его созидание рассматривалось ими как одна из следующих (после победы в войне) целей нацизма. Это, однако, не помешало Гитлеру, встав у власти, с пунктуальнейшей жестокостью искоренять на подвластных ему землях масонскую сеть, в которой он также видел могучего конкурента.

В общем, так: иерархию нацисты брали у католиков; нерушимость обязательств, покорность вышестоящим и обет молчания, а также обряды тайных мистерий, переживаемых при каждом новом посвящении, — у масонов… Но и это еще не все.

Много брали фашисты и из исторического опыта… еврейства. Да, да еврейства, как это ни кощунственно звучит. «Тот, кто изобрел весь этот так называемый капитализм, — экономическое устройство, находящееся в постоянном движении и подъеме — тоже был евреем… Давайте скажем честно: это гениально, это чертовски гениально! Современная экономика — создание евреев… Это их сверхдержава, которую они развернули поверх власти всех государств мира. Но именно мы, с нашим вечно революционным мировоззрением, способны составить им конкуренцию. Разве вы не заметили, что евреи везде и во всем — прямая противоположность немцам, и в то же время так на них похожи, как могут быть похожи лишь родные братья?»
Повсюду проникающее экономическое господство, выстраиваемое «поверх» всех и всяческих национально-государственных структур, подгребание мировых богатств «под себя» и вместе с тем умение скрывать эту свою деятельность — вот что фюрер, по его же признанию, перенял у евреев.
Безжалостно «выпалывая» еврейство не только в Германии, но и по всей Европе, послав на смерть шесть миллионов человек, нацизм Гитлера, если верить, не стеснялся заимствовать у него и политическую интригу, и технику конспирации, и революционное разложение, и камуфляж, и обманные маневры, организацию… Заявляя при этом: «тут еще учиться и учиться…»
Вот и получается, что спектр тех, кого фашизм записывал в число своих предтеч, — обрекаемых на уничтожение, ибо в них он видел соперников в борьбе за вселенскую власть, — был так разнообразен и велик, что никому в нем не отводилось главного места, тем более большевикам. И выносить сегодня коммунистам морально-политический приговор за то, что те или иные элементы их теории и практики перенимал когда-то Гитлер, переделывая на свой лад, означает отказаться от большой части общечеловеческого наследия, уподобившись в этом… нацистам. Ибо в таком случае клеймить «фашистами» придется не только и не столько «красных», сколько масонов, католиков, евреев. Иначе говоря, на вооружение надо будет брать основы самого же нацистского мировоззрения…