Эксперты Отдела ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний и Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР) провели экспресс-анализ послания Президента В.В.Путина Федеральному собранию Российской Федерации.
- Некоторые общие оценки и технические параметры
- СВО и противостояние с Западом
- Международные вопросы
- Невыполненные обещания в социально-экономической сфере
- Планы в образовании: много слов, но мало денег
- Медицина
- Импортозамещение и промышленность
- Освещение Послания СМИ и классовые вопросы
- Новое и старое в формировании предвыборного образа Путина
- Послание и программные документы КПРФ
Некоторые общие оценки и технические параметры
Оглашенное президентом послание Федеральному собранию оказалось самым продолжительным – 2 час. 05 мин. Оно оказалось длиннее такого же предвыборного обращения к парламенту в 2018 году.
В отличие от прошлого года, задержка с оглашением послания составила 12 мин. (против 5 мин.).
Из анализа ключевых слов следует – блок обещаний самый обширный – 245 ключевых слов. И это без учета речевых оборотов обращенных в будущее, типа «мы продолжим», «мы сделаем» и т.п. Это почти в 4 раза больше, чем традиционный блок «Осажденной крепости» — 64 слова. Второе же место занимает «экономический» блок – 125 слов.
В прошлом, 2023 году «военный» блок лидировал с 214 ключевыми словами. Хотя, отметим, в этом году более, чем раньше, слова «программа» и «проекты» упоминались относительно действующих программ и проектов, хотя таких и абсолютное меньшинство.
Что касается «военного» блока, то Путин широко употреблял специфические для отрасли слова, которые никогда не звучали раньше – командир, окоп, вооружения, атака, бой и т.п.
Также рекордом за 8 лет выделяется блок регионов. Прошлый рекорд блока регионов – 2020 год, когда надо было «делегировать» на власти субъектов РФ ответственность за борьбу с пандемией.
Из-за решительных пассажей в «военной» части Послания, либеральные эксперты сочли его «цинично воинственным». Также неудивительно, что часть патриотических экспертов оценили его, как «успокаивающее». Мы же считаем, что в Послании реализован ключевой принцип политики президента В.В.Путина «всем сёстрам по серьгам».
Баланс «военного» и «мирного» содержания такой, что позволит президенту проводить любую политику от быстрого заключения мирного соглашения до решительных атак на Киев без резкой смены своего образа. Видимо, в этом и была цель Послания.
Как заранее отметил Д. Песков, нынешнее Послание президента следует рассматривать и как его предвыборную программу с прицелом на определение стратегии РФ на шесть следующих лет. Сам Президент сразу подтвердил это, заявив, что «в Послании огласит не только ближайшие планы, но и стратегические задачи».
Общую сумму предвыборных обещаний эксперты оценили в 10 трлн руб.
СВО и противостояние с Западом
Послание президента уже традиционно началось с внешнеполитической и военной риторики. Она была весьма напористой, много было сказано об успехах, о победах, о долге и борьбе.
В самом начале следует заявление о единстве народа в тылу и на фронте («страна работает в три смены») и о всенародной поддержке СВО. Это содержание мобилизационной части Послания;
Отдельный акцент президент сделал на героях СВО.
Прозвучали слова благодарности бойцам и труженикам тыла. Прозвучали слова о нашем грозном оружии. Однако, подавляющая часть сказанного уже неоднократно озвучивалась ранее.
Начало Послания является мобилизационным и достаточно воинственным, как будто «заряжающим» страну на войну до Победы: «Не Россия начала войну в Донбассе, но сделает все, чтобы ее закончить, искоренить нацизм и решить задачи спецоперации».
Верно было сказано об огромном боевом опыте, приобретённом российской армией. Конечно, было бы куда приятнее услышать о достигнутых победах.
В «логику победы» укладывается и упоминание о готовности стратегических российских ядерных сил.
Верно сказано, что наша оборонная промышленность проявила гибкость и устойчивость. Однако, о мерах по расширению и развитию промышленной мощи ничего сказано не было.
Хотелось бы услышать, какая часть целей и задач СВО достигнуты и решены? В какие сроки планируется решить оставшиеся задачи спецоперации? Будет ли Россия проводить решительное наступление с целью смены власти в Киеве? Или Россия планирует долгие годы развиваться, продолжая СВО в нынешнем темпе?
К сожалению, ответы на эти животрепещущие вопросы президент не дал. А сказанное может быть воспринято двояко. С одной стороны – очень жесткие слова президента о полной готовности к применению Россией стратегических ядерных сил. Весьма эмоциональные угрозы применения нашего оружия по территории далёких недружественных стран. Жесткие напоминания о том, какая участь ждёт их солдат, если они будут направлены на нашу землю. Прямое указание опасности на западном направлении, исходящей от вступления в НАТО Швеции и Финляндии.
Вместе с тем, вновь было озвучено предложение о полномасштабных переговорах с США (а не с Киевом!). Однако, президент отверг возможность переговоров по стратегической стабильности с США в отрыве от вопросов национальной безопасности России и назвал лицемерными попытки США нанести России поражение, но при этом предлагать диалог по стратегической стабильности. Еще одно обозначение готовности Кремля идти до конца.
Путин жестко заявил, что «последствия для возможных интервентов в РФ будут гораздо трагичнее, чем в прошлые эпохи. Попытки новой интервенции в Россию грозят масштабным конфликтом с применением ядерного оружия». Судя по всему, высшее политическое руководство страны осознает реальность прямого вооруженного конфликта с рядом стран НАТО и демонстрирует на уровне публичной дипломатии готовность к такому конфликту;
Противоречивое восприятие тезисов В.В.Путина о непонимании западными элитами реальности. «Они не понимают, что такое война… Они ослеплены…» Указанные факты в совокупности показывают, что на дипломатическом направлении мы имеем зияющий провал. Россия кричит Западу о необходимости переговоров и не получает ответа. А эмоциональные упрёки президента коллегам с Запада в «безумии» означают, что у наших элит отсутствует реальное понимание логики стран-соперников и их плана действий.
К сожалению, в Послании президента не поставлено никаких общеполитических задач Вооружённым силам по ведению СВО. Понятно, что скорый мир с Украиной – невозможен. Но и параметры нашей победы – не озвучены.
Сказаны правильные слова о необходимости оснащения армии и флота беспилотниками, средствами ПВО и РЭБ, высокоточным оружием. Поставлена задача сделать военную экономику эффективной. Возникает вопрос: по итогам двух лет СВО есть чем отчитаться?
В отличие от Послания 2018 года, где были анонсированы образцы новых вооружений, в 2024 году президент дал отчёт о внедрении части из тех систем, что назывались в предыдущем предвыборном послании. Внедрены и используются ракеты «Кинжал» и «Циркон». Стоят на боевом дежурстве ракетная система «Авангард» и лазерная система «Пересвет», ставится на вооружение система «Сармат». По многообещающим проектам «Буревестник» и «Посейдон» только лишь идёт продолжение испытаний. Таким образом, здесь нет прорывов, продолжаем реализовывать лишь ранее обещанное.
Огромное внимание «мирным темам» в послании, вплоть до вопросов туризма и миллиардов, выделенных на обустройство набережных, призыв к гражданам больше времени проводить с родными, показывают, что общая установка президента гражданам на индивидуализм и потребление – сохраняется, хотя с каждым годом она всё больше балансируется мыслями о коллективизме и приоритете государственных интересов.
Таким образом, по тексту Послания можно предположить, что Путин держит курс на продолжение СВО в «инерционном варианте». При этом, власть по-прежнему против серьёзной мобилизации экономики и общества. Пропагандируется мирное развитие. А всё чаще звучащие угрозы в адрес стран Запада демонстративно носят оборонительный характер и призваны удержать НАТО от прямого ввода войск на Украину или от атак на международно-признанные российские территории.
Международные вопросы
«Без суверенной, сильной России никакой прочный миропорядок не возможен» – повторил президент свою прежнюю мысль.
В.В. Путиным вновь сделана заявка на переформатирование глобального миропорядка: «Москва стремится к объединению глобального большинства. Сейчас рушатся многие монополии, стереотипы. К 2028 году страны БРИКС будут создавать около 37% глобального ВВП, а показатель G7 опустится до 26%».
Заявлены и новые амбициозные стратегические направления: создание эффективных логистические коридоров и новая система мировых финансов. Видимо, шаги к созданию новой финансовой системы будут делаться на базе БРИКС, о растущей роли которой в мировой экономике Путин сказал отдельно. Также анонсировано «большое Евразийское партнёрство на базе Евразийского союза, инициированного Россией и китайского проекта «Один пояс – один Путь». Также в качестве приоритетных союзников обозначены страны АСЕАН, Африки, арабские страны и страны Латинской Америки.
Приятное отличие международного блока тем от большинства других: здесь есть не только планы и обещания, но и реальный отчёт о результатах. Рост численности и значения таких международных союзов, как ШОС и БРИКС очевидны, как и заслуги руководства России в этом процессе.
Невыполненные обещания в социально-экономической сфере
Преодоление бедности: выполнение обещаний 2018 года перенесено с 2024 на 2030 г. Президент пафосно ставил задачи в вопросах преодоления бедности и отчитывался о достижениях. Ныне уровень бедности – 9%, к 2030 его нужно снизить до 7%. При этом в 2018 году, когда показатель бедности составлял 12,6%, ставя цели на следующий свой президентский срок, Путин предполагал к 2024 году снизить уровень бедности «как минимум вдвое», то есть уже сейчас до 6-7%. При этом стоит отметить, что граница бедности составляет менее 15 тыс. рублей (против 10 тыс. рублей в 2018 году).
Недостижение в 2024 г. обещанного коэффициента рождаемости в 1,7 (сейчас 1,4). Если в предыдущих Посланиях о проблемах в сфере демографии Путин говорил в свете последствий демографических волн, «эха войны», последствий распада СССР, показывая осведомленность и готовность взять ответственность за демографическую политику, то сейчас акцентирует внимание на общемировые социальные, культурные и даже технологические факторы, пытаясь завуалировать собственные неудачи. Если в 2018 году президент постановлял довести суммарный коэффициент рождаемости в 2024 году до 1,7, то сейчас об этом в Послании умалчивается и лишь предлагает помочь с финансированием социальных программ только 39 регионам, в которых суммарный коэффициент рождаемости ниже среднероссийского (то есть ниже 1,4).
Реальные доходы в 2023 году на уровне 2013 года. В каждом послании Путин упоминает необходимость роста реальных доходов населения. При этом по подсчетам экономистов, по итогам 2023 года реальные располагаемые доходы значительной части жителей России не смогли «дотянуть» до уровня 2013 года.
По данным аналитиков, исследовавших отчеты Росстата, в 2023 году реальные располагаемые доходы населения (после выплаты обязательных платежей) составили 98,6% от уровня 2013 года.
В 2024 Россия должна была войти по продолжительности жизни в клуб 80+. Теперь обещания скромнее. К 2030 году средняя ожидаемая продолжительность жизни должна составить не менее 78 лет. Эта цель из предыдущих посланий, но амбициозность немного снизилась: в 2018 году говорилось о вхождении страны в «клуб 80+». При этом в 2022-2023 годах средняя ожидаемая продолжительность жизни составляла 72-74 года, то есть с 2018 года она практически не изменилась, а в трети регионов она меньше 69 лет.
Игра со статистическими показателями. Готовившие послание структуры активно играли с показателями и подменяли одни другими. Говоря, что по показателям ВВП по ППС Россия является крупнейшей экономикой Европы и на 5 месте в мире, формально президент прав, но для расчета ППС используются показатели 2017 года. То же самое касается, инвестиций, малого бизнеса.
По планам 2018 года к 2024 году нужно было увеличить ВВП на душу населения в полтора раза. Это также не удалось. По ВВП на душу населения Россия на 60 месте в мире, а максимальный показатель наблюдался в 2013 году.
Невыполнение планов роста производительности труда. В 2018 году в качестве источников роста экономики Путин называл инвестиции, рост производительности труда, малое предпринимательство, снижение уровня сырьевого экспорта. Ни по одному из этих показателей запланированный уровень не достигнут. В частности, планировалось повышение производительности труда темпами не ниже 5 процентов в год. По факту производительность труда в России в абсолютных значениях в 5 раз ниже, чем аналогичный показатель в США и в 3 раза ниже, чем в Германии. В 2008-2021 годах российская производительность труда росла в среднем на 1,6% ежегодно, а в 2017-2019 годах – на 2,8%. Таком образом, разрыв с развитыми экономиками является непреодолимым. При сохранении темпов для достижения уровня Германии нам потребуется 50 лет, а США – 120 лет (это без учёта роста производительности труда в этих странах). В общем, никаких 5% в год роста производительности труда как не было, так и нет.
Невыполнение показателей роста несырьевого экспорта. К 2024 году должны были практически удвоить объём несырьевого, неэнергетического экспорта до 250 миллиардов долларов. По факту же объем несырьевого неэнергетического экспорта составил в 2023 году только 146,3 млрд долларов за счет сырьевой переориентации в Азию и другие страны.
Невыполнение планов роста уровня инвестиций. В 2018 году Путин говорил о необходимости роста уровня инвестиций до 25-27% процентов от ВВП к 2025 году. Фактически же инвестиции в основной капитал даже до 2022 года составляли 17–18% ВВП. В Китае в последние годы доля инвестиций в ВВП неизменно превышала 40%, в Индии – 28%, в Южной Корее – 30%. В послании 2020 года президент уже снизил планку и говорил уже о необходимости ежегодного прироста инвестиций не менее пяти процентов в год, чего удалось достичь.
Двукратное невыполнение планов роста доли малого бизнеса. В послании 2018 Путин говорил о том, что вклад малого предпринимательства в ВВП страны должен приблизиться к 40 процентам. Сейчас же доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет 20%, что в три раза меньше показателей других стран. Например, в Китае она колеблется между 60% и 70%, в США составляет около 60%.
Невыполнение планов роста грузопотока. Планы развития БАМа, Транссиба и Северного морского пути. В 2018 году планировалось увеличить объём транзитных контейнерных перевозок по нашим железным дорогам почти в четыре раза и сделать Россию одним из мировых лидеров по транзиту контейнеров между Европой и Азией. В результате с 2018 года объем транзитных контейнерных перевозок по ж/д снизился в 4 раза. Грузопотоки в Европу ушли с прямого железнодорожного сообщения на океанские перевозки на большие расстояния. Активно развивает транзитные маршруты в обход территории России также и КНР.
К 2025 году грузопоток Северного морского пути должен был возрасти в десять раз, до 80 миллионов тонн. По факту же в 2023 году по СМП всего перевезено 36 млн. тонн грузов, перевозка транзита составила 2,129 млн. тонн. При неудаче достижения своих запланированных целей Путин сравнивает этот по факту низкий показатель с уровнем СССР.
Интересно, что при декларируемом «повороте на Восток» Путин по многим показателям сравнивает Россию не с Китаем и Индией, например, а со странами Запада.
Планы в образовании: много слов, но мало денег
Достаточно много слов сказано президентом об образовании и науке. Однако, много слов – и мало денег. После громогласных благодарностей школьным учителям, надбавки получат лишь две категории. Первая, очень узкая категория – это советники директоров школ и колледжей по воспитательной работе. Вторая – классные руководители, но только в населённых пунктах до 100 тыс. жителей. А как жить остальным учителям? В городах от 100 тыс. до 1 миллиона жителей? Как удержать учительские кадры в мегаполисах, где в других отраслях зарплаты намного выше, чем в образовании?
Требования по зарплате учителей из майских указов должны и дальше выполняться, сказал президент. Анонсирована новая модель оплаты труда бюджетников в рамках пилотного проекта. Он будет запущен в ряде регионов в 2025 г., а по всей стране с 2026 г. Что она даст – пока непонятно.
Президент выделяет 9 млрд. рублей на обновление инфраструктуры вузов и 400 млрд. рублей – на строительство университетских кампусов. Кто главный бенефициар проекта? ВУЗы или строительный комплекс?
Фактически, продолжается ошибочный подход, когда готовы финансировать что угодно вокруг образовательного процесса, но жалеют денег на оплату труда учителей, преподавателей, на стипендии для студентов. Выделяя учителям доплату по 5 тысяч рублей, избрали лишь две узких категории, пожалели этой доплаты для всех. А ведь «цена» этой доплаты для всех учителей России (их чуть больше 1 миллиона) – лишь 60 млрд. рублей. В итоге кампусы у нас будут, а качество образования – тает на глазах. Почему не нашлось 60 млрд., чтобы дать надбавки по 5 тыс. руб. не только зам. директорам, а всем учителям?
Анонсировано создание 12 перспективных школ до 2030 года. Можно порадоваться за несколько тысяч их учеников. Однако, ситуация в образовании не стабилизируется и его разрушение не остановится, пока мы не научимся сохранять то, что есть. При наплевательском отношении государства и чиновников к обычным школам и учителям, никакие точечные «национальные проекты» и единичные передовые школы общей ситуации не выправят.
Президент признал ряд провалов в разработке школьных программ. Однако, во что выльется работа Правительства по их корректировке, пока непонятно.
Фактически, президент вновь занял жесткую позицию сторонника ЕГЭ в актуальном общественном споре на эту тему. Он призвал сохранить ЕГЭ со словами «ЕГЭ должен совершенствоваться». Единственное «послабление», дать выпускникам «второй шанс», возможность пересдать ЕГЭ по одному из предметов. Что никак не снижает системных пороков ЕГЭ.
Медицина
Поставлена стратегическая задача полной цифровизации медицины через создание глобальной цифровой платформы, содержащей все необходимые сведения о состоянии здоровья человека. Президент утвердительно заявил, что лучшие светила из Москвы смогут на этой платформе быстро ставить пациентам диагнозы и давать рекомендации в удалённом формате, а «ваш семейный доктор» уже будет эти рекомендации применять. Серьёзность намерений полностью оцифровать медицину и другие сферы жизни не подлежит сомнению. Сам президент подтвердил эту серьёзность следующим блоком информации, посвящённым вложением в Искусственный интеллект.
Возникают вопросы: а где в озвученной схеме лечения местная поликлиника? Или её не будет? У многих ли россиян есть семейный доктор? Кто платит за семейного доктора? Это платно? Не является ли такой план цифровизации заменой бесплатной пока ещё поликлиники на платного семейного доктора при поддержке «дистанционной платформы»?
В связи с озвученными планами не захочет ли правительство реализовать столь же масштабные цифровые платформы во всех сферах жизни (логически возникает такой вопрос). Не ждёт ли в будущем такое же сокращение школы (будет цифровая платформа и «домашний учитель») и иные социальные институты?
Продовольственная безопасность и АПК
Да, мы обеспечили (достигли) определенной продовольственной независимости (безопасности). Но почему ни слова о качестве продуктов? Почему нет осуждения «торговых наценок»?
Опять президент говорит, что на АПК выделят очередные субсидии? А хватит ли их в условиях санкций? А обеспечивает ли государство прозрачность инвестиций и субсидий в агропромышленном комплексе?
Часть средств от квот на морепродукты мы направим в муниципалитеты – это прекрасно! Какую часть? 5, 10, 15%? И это при констатации огромных доходов бюджета от морских квот! Малые города, рыбацкие поселки стонут от отсутствия инфраструктуры и благоустройства – пойдут ли на это деньги или средства опять будут распределять местные чиновники по своим понятиям?
Импортозамещение и промышленность
Президент уделил немалое внимание вопросам промышленности и импортозамещения. Подчеркнул приверженность независимости и технологического суверенитета страны. «Мы должны сами производить лекарства, станки…» – говорит президент. Но тут же оговаривается: «но мы не можем и не стремимся производить всё». Таким образом, здесь мы видим также политику полумер и упорные попытки сохранить модель участия России в глобальном рынке. И даже жестокие коррективы со стороны реальности побуждают руководство страны обращаться к импортозамещению лишь отчасти, лишь в некоторых отраслях.
Наблюдается общая тенденция «цепляться за старый мир» и надежда, что «хотя бы наполовину» «довоенное время вернётся». Нам такой подход представляется ошибочным, убаюкивающим заблуждением.
При этом, произнесены правильные слова про повышение производительности труда, про субсидирование выпуска приоритетной продукции. Президент осудил вывод средств за рубеж.
До 2028 года предстоит подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для высокотехнологичных отраслей, – заявил президент. Он как бы дополнил программное выступление Н.М.Харитонова о необходимости в «добрых сварщиках». Но все помнят обещания про 25 млн. высокотехнологических мест, за которое В.В. Путин до сих пор не отчитался.
Фактически, в сфере промышленности и импортозамещения риторика президента в большей степени правильная. Однако, с учётом того, что программы импортозамещения приняты ещё в 2014 году, странно, что не прозвучал отчёт о результатах их исполнения за целое десятилетие.
Освещение Послания СМИ и классовые вопросы
Любопытно, что журналисты федерального ТВ, не стесняясь, раскрывают классовую сущность системы власти. За несколько минут до входа в зал президента, корреспондент «Первого канала» с гордостью рассказывал, что здесь, в зале сидят рядом владелец крупнейшей компании и Генеральный прокурор. Им есть о чём поговорить, обсудить вопросы собственности… Таким образом лоббизм и теневое влияние экономических акторов на власть признаётся и пропагандируется ведущими «Первого канала», как благо для страны. Журналисты, очевидно, сами не осознают, что сговор крупного бизнеса и власти может быть прибыльным только за счёт простого труженика.
Оправдывая эти пожелания, президент объявил амнистию бизнесу, освободив от проверок и прощая нарушения налогового законодательства (тем, кто начнёт работать «в белую»). Налоговой или кредитной амнистии для граждан не последовало.
Региональные элиты тоже получают свой «кусок пирога»: будет списано 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам – это сохранит регионам по 200 млрд. рублей ежегодно.
Заявлено о повышении МРОТа до 35 тыс. к 2030 году (КПРФ сейчас требует 30 тыс.) – это лишь небольшой реверанс в сторону трудящихся. В остальных обещаниях людям труда конкретики мало: обещано строительство множества новых фабрик и заводов, гигантских промышленных площадей, создание инженерных школ, студенческих городков, развитие науки…
Новое и старое в формировании предвыборного образа Путина
Судя по Посланию, сегодня имидж Путина представлен народу тремя амплуа:
- Путин – поборник искусственного интеллекта и цифровизации
- Путин – стратег и полководец
- Путин – заботливый отец.
Амплуа «цифровизатора» – совершенно новая и очень яркая линия в образе президента. Очевидно, это находка его политтехнологического штаба и ответ прозападным оппонентам, кто отмечает солидный возраст президента. Видимо, решили сочетать приятное (омолодить имидж президента) с полезным (нужен ещё один крупный лоббист для спорных в нынешнем виде проектов цифровизации).
Образ стратега и полководца отыгран Путиным неплохо и традиционно, без неожиданностей. Единственное, что, конечно, хотелось бы более уверенной геополитической игры без явных намёков на ядерную войну.
Образ заботливого отца раскрыт через большую часть тем Послания. Это льготы, субсидии, налоговая амнистия и т.д.
Хотя, по ряду позиций, таких, как образование, озвученные льготы слишком уж «точечные» и на фоне расходов на инфраструктуру того же образования – копеечные. Получается, в первую очередь вкладываем в здания, в последнюю – в людей? Вроде бы президент говорил обратное, но по цифрам получается так… Наверное, это неверно поставленные приоритеты. Впрочем, капитаны строительного бизнеса, вероятно, думают, иначе…
Недаром, «Первый канал» перед началом послания восторгался атмосферой зала, где капитаны крупного бизнеса сидят бок о бок с представителями высшей власти и могут спокойно обсудить свои дела. А М.Ш.Хуснуллин дал отдельное интервью «Первому каналу» прямо перед выступлением президента. Не удивительно, что роль строительного бизнеса (и строительного лобби) – возрастает.
Послание и программные документы КПРФ
Обещанные В.В. Путиным 10 трлн. руб. на социальные льготы и госпрограммы, включая поддержку банкиров и застройщиков, требуют пересмотра принятого бюджета. А это значит, что вновь на повестке дня – предложенный КПРФ «бюджет развития».
Ясно, что все перечисленные в Послании меры вместе с предыдущими «майскими указами» требует вложения огромных средств, получение которых очевидно невозможно без хотя бы «ползучей национализации ресурсов и «элит»».
В плане национализации «элит» фактически прозвучало «Кадры решают все» и объявлен запуск Нацпроекта «Кадры» и привлечение ветеранов СВО к процессам управления. Получается, что за первый срок Путина во власть пришли силовики из всех служб разведки. За второй его срок эти же люди заняли ключевые позиции в гос.корпорациях. В ходе пятого президентского срока Путин декларирует, что планирует массово привлечь военных, прошедших СВО, к руководству регионами и организациями. Угроза введения «опричнины будущего» произнесена?
Как бы то ни было, и обещания радикально снизить число бедных, и демографические выплаты могут быть реализованы только при кардинальном перенаправлении финансовых потоков и стратегических доходов в пользу государства и народа, то есть при «революции сверху», а в противном случае может стать тем же самым посулом, что и обещание понизить цены на бензин…
Очевидно, что осуществить это может только контрэлита, либо нужны, как минимум, серьёзные перемены в нынешней «элите».
Если не будет госпланирования (Госплана 2.0), прозвучавшие цели могут рассматриваться только как пропагандистская «психотерапия»:
- Россия в ближайшей перспективе войдет в четверку крупнейших экономик мира;
- Рост экономики России должен конвертироваться в увеличение доходов населения.
Как бы то ни было, президент вновь декларирует готовность по ряду позиций действовать в русле Программы КПРФ. Но на словах, без необходимых для этого инструментов и решений.
Основные сценарии, на которые ориентируется президент, входят в расширенный вариант сценария «Осажденная крепость». Но крепость – пока капиталистическая. А КПРФ и ее кандидат в президенты Н.М.Харитонов вместе с трудящимся большинством требуют: «Поиграли в капитализм – и хватит! После СВО должен быть социализм!»
Подготовили:
С.П. Обухов, доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ
Н.Ю. Волков, зам. зав. Отдела ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний,
А.М. Богачев, А.А. Гавалова, С.А. Елагин, А.М. Михальчук, Д.А. Стрелков, Н.В. Фокина, Т.В, Хамадиева, А.В. Червонцев – сотрудники Отдела ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний
Отв. за выпуск: С.П. Обухов, доктор политических наук
ПРИЛОЖЕНИЕ
В табл.1 представлена динамики продолжительности всех Посланий В.В. Путина Федеральному Собранию.
Таблица 1
Продолжительность президентских посланий Путина
Дата | Продолжительность,мин | Опоздание,мин |
29 февраля 2024 г. | 126 | 12 |
21 февраля 2023 г. | 106 | 5 |
21 апреля 2021 г. | 78 | 4 |
15 января 2020 г. | 72 | 4 |
20 февраля 2019 г. | 90 | |
1 марта 2018 г. | 116 | |
1 декабря 2016 г. | 69 | |
3 декабря 2015 г. | 58 | |
4 декабря 2014 г. | 68 | |
12 декабря 2013 г. | 69 | |
12 декабря 2012 г. | 81 | |
26 апреля 2007 г. | 72 | |
10 мая 2006 г. | 62 | |
25 апреля 2005 г. | 48 | |
26 мая 2004 г. | 47 | |
16 мая 2003 г. | 65 | |
18 апреля 2002 г. | 51 | |
3 апреля 2001 г. | 63 | |
8 июля 2000 г. | 50 |
Весь перечень тем, прозвучавших в Послании, – в табл.2 в хронологическом порядке.
Таблица 2
Темы послания и их хронометраж, в порядке выступления
1 | СВО, противостояние с Западом | 16 мин. |
2 | Семья, демография | 14 мин. |
3 | ЗОЖ и спорт | 1 мин. |
4 | Детсады и школы(ремонт, поддержка работников и т.п.) | 9 мин. |
5 | Экономика | 3 мин. |
6 | Обеспечение кадрами | 6 мин. |
7 | Наука | 4 мин. |
8 | Производство | 10 мин. |
9 | Финансы, вклады | 3 мин. |
10 | Поддержка бизнеса | 5 мин. |
11 | Сельское хозяйство | 1 мин. |
12 | Экономика данных, искусственный интеллект | 5 мин. |
13 | Развитие регионов | 4 мин. |
14 | Налоги | 2 мин. |
15 | Благоустройство, газ, вода, транспорт | 14 мин. |
16 | Защита экологии и туризм | 4 мин. |
17 | Транспорт (дороги, мосты, туннели) | 9 мин |
18 | Ветераны СВО – новая элита | 6 мин. |
Приоритетность групп тем – в табл. 3
Таблица 3
Приоритетность тем по продолжительности
1 | СВО, противостояние с Западом (всего) | 22 мин. |
2 | Семья, демография | 14 мин. |
3 | Благоустройство, газ, вода, транспорт | 14 мин. |
4 | Производство | 10 мин. |
5 | Детсады и школы(ремонт, поддержка работников и т.п.) | 9 мин. |
6 | Транспорт (дороги, мосты, туннели) | 9 мин. |
7 | Обеспечение кадрами | 6 мин. |
8 | Поддержка бизнеса | 5 мин. |
9 | Экономика данных, искусственный интеллект | 5 мин. |
10 | Наука | 4 мин. |
11 | Развитие регионов | 4 мин. |
12 | Защита экологии и туризм | 4 мин. |
13 | Экономика | 3 мин. |
14 | Финансы, вклады | 3 мин. |
15 | Налоги | 2 мин. |
16 | ЗОЖ и спорт | 1 мин. |
17 | Сельское хозяйство | 1 мин. |
Рассмотрим отдельные слова и выражения, которыми оперировал Путин во время своего выступления, а также их соотношение между собой (Табл. 4).
Таблица 4
Контент-анализ президентских посланий Путина
2024 | 2023 | 2021 | 2020 | 2019 | 2018 | 2016 | 2015 | 2014 | ||
Финансово-экономический блок | ||||||||||
Экономика/Экономический | 29 | 31 | 9 | 8 | 12 | 29 | 28 | 15 | 20 | |
Финансовый | 3 | 3 | 5 | |||||||
Инфляция | 4 | 2 | 3 | 1 | 5 | 4 | ||||
Конкуренция | 1 | 1 | 5 | 5 | 4 | |||||
Безработица | 3 | |||||||||
Рынок/Рыночный | 2 | 15 | 6 | 1 | 3 | 7 | 11 | |||
Банк/Банковский | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 5 | 22 | |||
Бизнес/Предприниматель | 31 | 20 | 10 | 6 | 15 | 8 | 12 | |||
Кредит | 12 | 7 | 16 | 3 | ||||||
Долг | 1 | 5 | 1 | |||||||
Налоги/Сборы/Тарифы | 14 | 8 | 2 | 3 | 7 | |||||
Бедность/Малообеспеченность | 7 | 2 | 2 | 4 | 6 | |||||
Промышленность | 9 | 7 | 2 | 1 | ||||||
Производство/Производитель | 13 | 5 | 3 | 1 | ||||||
Блок «Свободное общество» | ||||||||||
Свобода | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 4 | 1 | 6 | ||
Демократия | 1 | 1 | 2 | 1 | ||||||
Гражданское общество | 2 | 1 | 1 | |||||||
Справедливость/равенство | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | |||||
Патриотический блок | ||||||||||
Россия/Российский | 69 | 73 | 38 | 34 | 3 | 2 | ||||
Русский (народ) | 2 | 2 | ||||||||
Родина/ Отечество | 9 | 13 | 1 | |||||||
Российская история | 2 | |||||||||
Российские традиции | 3 | |||||||||
имена исторических фигур России | ||||||||||
Победа (1945) | 1 | |||||||||
ВОВ/Вторая мировая война | 5 | 3 | ||||||||
Советский блок | ||||||||||
СССР/Советский Союз/Советский | 5 | 7 | 1 | 4 | ||||||
Ленин | 2 | 10 | 1 | |||||||
Сталин | ||||||||||
Большевики | ||||||||||
Коммунизм | 1 | |||||||||
Парламентский блок | ||||||||||
Парламент | 4 | 5 | ||||||||
Госдума | 1 | 2 | 2 | 8 | 4 | 1 | 3 | |||
Совет Федерации | 1 | 5 | ||||||||
Единая Россия/Единороссы | 2 | 1 | ||||||||
КПРФ/Коммунисты | 1 | |||||||||
ЛДПР/Либерал-демократы | 1 | |||||||||
СР/Справороссы | 1 | |||||||||
другие партии | ||||||||||
Депутат | 2 | 1 | 4 | |||||||
Сенатор | 1 | |||||||||
Выборы | 3 | 1 | ||||||||
Блок «Осажденная крепость» | ||||||||||
Безопасность | 7 | 9 | 5 | 3 | 5 | |||||
Оборона/Защита | 6 | 9 | 1 | 1 | ||||||
Терроризм, теракт, террористы | 2 | 5 | 1 | 4 | 25 | |||||
Война/Боевой/Атака | 3 | 38 | 2 | 2 | ||||||
Спецоперация | 9 | 8 | ||||||||
Угроза/Вызов/Риск | 4 | 7 | 13 | 3 | 7 | |||||
Войска/Армия/Спецподразделения | 3 | 5 | 4 | 1 | ||||||
США/Америка/Американский | 6 | 17 | 11 | 21 | 4 | 0 | 8 | |||
ЕС/Европа | 5 | 6 | 1 | 4 | 2 | 1 | 0 | 10 | ||
НАТО/Запад | 8 | 45 | ||||||||
ЦРУ | ||||||||||
Госдеп | ||||||||||
Сирия | 1 | |||||||||
ДНР/ЛНР/Запорожье/Херсонская обл/Украина/Киев | 11 | 64 | ||||||||
Демографический блок | ||||||||||
Люди | 22 | 11 | 16 | 18 | 39 | 47 | 53 | 25 | 28 | |
Народ | 5 | 13 | 2 | 5 | ||||||
Жители | 2 | |||||||||
Граждане | 28 | 23 | 17 | 22 | ||||||
Население | 1 | 1 | 1 | |||||||
Блок обещаний | ||||||||||
План/Проект/Стратегия/ Программа/Решение | 91 | 33 | 39 | 28 | 17 | 19 | 22 | |||
Будем/Должны/Обязаны/Нужно | 103 | 53 | 91 | 75 | ||||||
Трудности/Сложности/Проблемы/Вопросы | 17 | 15 | 10 | 11 | 13 | 17 | 16 | |||
Задачи/Цели | 34 | 12 | 21 | 16 | 14 | 19 | 10 | |||
Разное | ||||||||||
Регион/Субъект РФ/региональный | 57 | 19 | 33 | 44 | 14 | 11 | 18 | |||
Инфографика по структуре Послания Президента
(Источник: Коммерсант)