Один из основателей ЦИПКР доктор политических наук Сергей Обухов опубликовал материал по массовому восприятию итогов 2023 года и прогнозам на 2024 год.

Пока в масс-медиа на полном серьезе обсуждают, как надо одеваться, когда деревянный дракон 2024 года поглотит черного водяного кролика 2023 года, российский обыватель по врожденным привычкам и безо всяких предсказаний ничего хорошего не ждет – ведь год наступает високосный.

Нет, конечно, все мы надеемся на лучшее. И социологи чётко фиксируют эти надежды. Но жизнь нас научила морально готовится к какой-нибудь «дури» от властей (например, как оказалось в 2018 году с приснопамятной пенсионной реформой) или катаклизмам от погоды, а потом радоваться, что пресловутая «хрень» не случилась в полном объеме.

Примерно так и выглядят итоги 2023 года, когда политологи и социологи дружно удивляются неожиданно сохранившейся позитивности настроений российских избирателей.

Правительственный ВЦИОМ рапортует, что, не смотря на СВО и все сопутствующие этому обстоятельства, уровень удовлетворенности россиян собственной жизнью не опускается ниже 55% с прошлой осени. Вообще за прошедший год, когда на линии боевого соприкосновения не произошло значимых подвижек, общественная оценка ситуации в стране улучшилась: за последний год доля назвавших ее хорошей выросла с 56% до 65%.

Кстати, по опросам нашего Центра исследований политической культуры России если в начале СВО и на пике частичной мобилизации до 70% граждан заявляли, что ситуация в стране тревожная, то сейчас таких всего половина, а каждый третий вообще объявляет, что дела идут как обычно. Правда, если «поскрести на душе» у респондентов более конкретными вопросами, то выходит, что каждый четвертый считает 2023 год годом разочарований (самый высокий показатель), а ощущение силы год оставил только у каждого шестого опрошенного. При этом оценки страхов/проблем в 2023 году ожидаемые: каждый третий назвал как осложнение международной обстановки, так и галопирующий рост цен. На этом фоне боязнь инфекций типа гриппа/коронавируса или возможности потерять работу опустились до считанных процентов.

Да, на финише 2023 года самочувствие россиян подправляли «яйца Эрдогана», с помощью которых власти пытались преодолеть последствия массового забоя кур-несушек, на который вынуждены были пойти производители из-за шараханий в кредитно-денежной политике Центробанка. Да справедливое недовольство канализировали на гнев в отношении «голой вечеринки» телезвезд у блогерши Насти Ивлевой. Но все эти маленькие хитрости прощаются нашей власти – главное результат: «спите спокойно, жители Багдада», как нас учили в любимой детской сказке про волшебную лампу Алладина.

Но если с благополучно разрешившимися приключениями в год кролика все понятно, то ожидаемый дракон в 2024 году зачем-то генерирует исключительно тревожные предположения. То газпромовское НТВ нам расшифровывает предсказания на 2024 год от Ванги: биографы ясновидящей якобы утверждают, что год Деревянного Дракона обрушит на Землю множество стихийных бедствий – «Все сотрясется… И горе будет людям!». То полуофициальный агитпроп тиражирует своего американского любимца телеведущего Такера Карлсона, который нашел эксперта с таким предсказанием: «Они убьют Трампа или Байдена, поставят марионетку глобалистов на пост президента США и начнут войну НАТО с РФ» (Алекс Джонсон, эксперт предсказавший теракт 11 сентября 2001 года).

Хотя ожидания гражданской войны в США, где «наш» Трамп будет мочить ставленника «глобалистской жабы» Байдена давно и буйно расцвели на просторах российского сегмента соцсетей. Ну, а тут еще сами американцы разжигают пожар алармизма: голливудский блокбастер «Гражданская война» выходит весной 2024 года, в разгар предвыборной кампании.

Кстати, и российский кинематограф уже давно играет в эти ворота. Вспомним фантастическую реальность в фильме «Чернобыль: Зона отчуждения», где телеведущая из параллельной реальности Бузова рассказывает нам про миротворческий контингент СССР  в «Республике Аляска» и обращение о помощи к СССР от «последнего легитимного президента США Трампа», скрывающегося на Гавайях.

Если суммировать весь «провидческий поток сознания», который ныне выливается на российских граждан, то ожидания от 2024 года получаются «полосатыми». Эксперты, близкие к «Единой России» (Дмитрий Орлов из АПЭК) предвещают, что в первом полугодии 2024 г. СВО «заморозится» в том или ином виде. Хотя военкоры пророчат выход российских войск на Одессу-Николаев плюс Харьков. Всевозможные экономисты пугают непредсказуемостью политики Центробанка и рисуют экономическую стагнацию, объясняя, что зафиксированный в 2023 году рост экономики исчерпал себя: свободные производственные мощности уже загружены. «Яичные» алармисты предсказывают повторения продовольственных мини-кризисов, то на хлебобулочном направлении, то на мясном. Хотя известный триггер неблагополучия – цены на гречку – сейчас находится на относительном минимуме.

Политологи традиционно прогнозируют после президентских выборов в России встряску в верхах, когда «раскудахтается» отечественный политбомонд в результате неизбежных поствыборных перестановок и рокировок. Ну а рядовой обыватель опять закуклится в собственном мирке борьбы за выживание, молясь, чтобы не повторился в 2024-м опять какой-нибудь «пригожинский мятеж» или «дагестанский бунт» с поиском евреев в захваченном толпой аэропорту…

В общем и целом всё ожидается как всегда: в 2024 году россияне морально готовятся к худшему, и при этом надеются на лучшее.