10 ноября 1922 года фракция КПРФ в Государственной Думе провела Круглый стол на тему «Актуальные вопросы совершенствования избирательного законодательства». В парламентской дискуссии принял участие секретарь ЦК КПРФ, заместитель директора Центра исследований политической культуры России, депутат Госдумы С.П.Обухов.
С.П. Обухов:
— Избирательная система зашла в тупик. Нужен новый избирательный кодекс. В нынешней Думе кодекс принят не будет. Работаем на будущее! — Вот квинтэссенция выступления секретаря ЦК КПРФ, доктора политических наук С.П.Обухова на парламентских слушаниях в Госдуме при представлении проекта избирательного Кодекса КПРФ.
На данный момент, принятие нового кодекса — это единственно верное решение, чтобы починить «сломанные» выборы.
В этом плане КПРФ работает прежде всего на образ будущего. И, конечно, в основе нашего образа будущего лежит демократическая система и честные выборные процедуры. К сожалению, в современной России выборы проводятся по совершенно иным принципам.
Без перемен внутри, не будет перемен на фронте.
Совсем недавно было объявлено, что в ЕДГ-2023 будут проведены выборы на новых территориях — ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. Сейчас встает вопрос как будут здесь обеспечены конституционные гарантии честных и свободных выборов, на защиту и безопасность, на жилье и тд. Кто их должен обеспечивать?
Да, вся правовая и политическая ситсема у нас заточена на фигуре президента. Поэтому ответ очевиден — гарант!
Но после принятия решения об оставлении без боя Херсона хочется спросить: «Знает ли Верховный Главнокомандующий, что действия статей нашей Конституции о гарантиях территориальной целостности нашей Великой страны, де факто приостановлено приказом его министра обороны?
И теперь выборный вопрос о гарантиях избирательных прав граждан. Знает ли президент о тех безобразиях, что творятся в ходе избирательного процесса? Знает ли, что сейчас наша избирательная система зашла в тупик? Или только со слов из сладкоголосых речей Памфиловой, которая только оппозиции может хамить и посылать иносказательно матом.
Да, наша политсистема больна. Ее надо лечить. И предлагаемыйКПРФ проект избирательного кодекса – одна из таких попыток.
Помним вчерашнюю нервную реакцию руководства «Единой России», когда на пленарном заседании Госдумы выступал с заявлением депутат Синельщиков и рассказывал про проект Избирательного кодекса. Ясно, что этой законодательной инициативой мы попали в нервное сплетение сомнительных интересов партии власти. Честные и конкурентные выборы — это залог необходимых перемен и коренной смены социально-экономического и политического курса, необходимой мобилизации ради победы в столкновении с Западом.
Кодекс – вносит значимые ограничения инструментов манипуляции и деформации со стороны партии власти в сложившейся избирательной системе
Создание настоящего Избирательного кодекса актуально в силу двух причин. Первая и главная причина – политическая. Администрация и идущий в её фарватере ЦИК РФ изуродовали основной закон о выборах – 67-ФЗ настолько, что он перестал выполнять свою функцию – гарантировать права участников выборов.
- Избиратель не может быть уверен, что он сможет проголосовать. Это показал массовый сбой системы электронного списка избирателей в Москве.
- Кандидат не может быть уверен, что его зарегистрируют на выборах, даже если с документами – полный порядок и он выдвигается от парламентской партии.
- Партия не может передать вакантный мандат депутата тому депутату, которому считает необходимым его передать.
Большая часть этих безобразий возможна благодаря «дырам» в законе и всё более рамочному характеру 67-ФЗ. В эти дыры нам пропихивают всё новые и новые нетрадиционные формы голосования, которые законом не регламентированы, а их регламентация ЦИК РФ оставляет желать лучшего.
Мы пришли к ситуации, когда исправление существующего закона путём внесения в него поправок нецелесообразно. Это и побудило нашу партию разработать Избирательный Кодекс России.
Разработанный КПРФ Избирательный Кодекс гарантирует проведение выборов в один день и голосование при помощи бумажных бюллетеней. Т.е. нормальное голосование. Меняется принцип формирование комиссий и их руководящих троек. В первую очередь представительство в комиссии получают парламентские партии и партии представленные в законодательных органах субъекта РФ, в наших реалиях это 5-6 партий. А вот остальные места в избирательной комиссии должны распределяться по жребию! А не на усмотрение местной администрации, которая отдает их подконтрольным «диванным партиям» и общественным организациям. Три руководящие должности в каждой комиссии должны занимать представители трёх разных партий. Возвращается статус членов комиссий с правом совещательного голоса. Их права, права наблюдателей и иных лиц, имеющих право доступа в помещение для голосования защищаются в большем объеме, чем это было в 67-ФЗ до поправок, уничтоживших эти права. Единый день голосования переносится на более удобное время года, когда большее число избирателей смогут принять участие в выборах. Возвращается графа «Против всех», которая нередко отражает истинное отношение народа к политикам и сделает осмысленным участие многих людей в тех выборах, где они не видят выражающих их интересы кандидатов.
Есть и ряд удачных «тактических» находок. Это новые нормы, которых ранее не было в избирательном законодательстве, но которые резко упрощают контроль за ходом голосования на избирательных участках. Это распределение обязанностей в комиссии по жребию (а не по решению председателя). Это подписание бюллетеней утром накануне голосования, что резко уменьшает вероятность их похищения. Это ведение журнала УИК, где фиксируются все действия комиссии и в который могут вносить записи все лица, имеющие право присутствовать на участке. Важный момент – полиция и другие силовики не входят в помещение для голосования без приглашения избирательной комиссии и дежурят рядом. Что резко упрощает жизнь независимым от администрации членам УИК и наблюдателям.
В общем, вносимый проект Избирательного кодекса возвращает избирателям, кандидатам, наблюдателям, партиям все права, которые у них были до безумных правок последних лет и создаёт дополнительные механизмы, упрощающие редакцию их прав. При этом, в целом, данный избирательный Кодекс не написан с нуля, он сохраняет многие нормы нашего законодательства о выборах последних лет, которые хорошо себя зарекомендовали.
Как и действующее избирательное законодательство, Кодекс описывает общие правила проведения выборов и конкретно описывает лишь основные традиционные формы голосования: голосование на участке в обычную урну и голосование на дому. Считаем разумным оставить регламентацию порядка голосования по месту нахождения избирателя на усмотрение ЦИК РФ. А вот порядок всех действий на участках с КОИБами нуждается в таком же подробном описании, как порядок действий в случае обычных урн. В стране огромное число избирательных участках оборудовано КОИБами. Это уже фактически один из основных способов голосования. Важно отразить в законе детально всю процедуру, чтобы защитить права избирателей, членов комиссий, партий.
Некоторые дискуссионные вопросы
Дистанционное электронное голосование нужно запретить, либо же достаточно не упоминать в Кодексе? Считаю надо прямо прописать запрет. В реальности электронные технологии уже распространены повсеместно. Кажется, проще защитить избирательный процесс от их избыточного внедрения прямым запретом определённых систем, таких, как ДЭГ и система электронных списков избирателей.
На мой взгляд, самым сильным разделом данного избирательного Кодекса является описание системы избирательных комиссий, статус членов комиссий и иных лиц, порядок работы УИК. Здесь сохранено всё лучшее, что когда-то было и предложены новые удачные решения.
При этом глава 12.9 – Обработка итогов голосования в территориальных и вышестоящих избирательных комиссиях нуждается в доработке. Для нас очень важна эта глава, т.к. нередко махинаторы идут на подмену итоговых протоколов УИК в ТИКе при подведении итогов. Там всегда возникает толкучка, где трудно понять, кто из какой комиссии и кто сдаёт документы в какой кабинет. На последних выборах в Москве 5 мандатов было похищено у КПРФ только путём подмены одного или нескольких итоговых протоколов УИК при их приёмке ТИКом.
Нам необходимо чётко расписать на уровне закона поочерёдность и последовательность основных этапов приёма протоколов вышестоящей комиссией:
- занесение председателем, заместителем или секретарём УИК данных итогового протокола в Сводную таблицу;
- проверка членами ТИК правильности оформления итогового протокола УИК;
- занесение данных итогового протокола УИК в ГАС-Выборы;
- проставление подписи председателя, заместителя или секретаря УИК под данными итогового протокола, внесёнными в Сводную таблицу.
И закрепить права членов ТИК, наблюдателей, кандидатов и их доверенных лиц на контроль всех указанных действий. Отдел ЦК по выборам даст свои предложения по формулировкам для данной главы.
Выход из избирательного тупика
В целом же, нашими юристами, командой Ю.П. Синельщикова проведена огромная работа. В случае принятия нашего избирательного Кодекса не только восстанавливается в лучшем виде наш основной закон о выборах. Но и, благодаря Особой части, создаётся стандартизация для всех других законов о выборах, описывающих выборы различного уровня.
Сейчас наша избирательная система зашла в тупик. Особенно это видно на примере Москвы, где дистанционно подано многократно больше голосов, в сравнении с теми реальными избирателями, кого мы реально видим на участках. И списки избирателей ведутся в электронном виде. Власти будут пытаться эти технологии – ДЭГ и электронный список избирателей распространить на всю Россию. Хотя, наш ограниченный технологический суверенитет не позволяет реализовать эти системы без использования техники и программ, которые разработаны недружественными России странами.
Пока же продолжается и будет продолжаться дальнейшее падение явки, рост недоверия людей к т.н. выборам, абсентеизм. Всё это ведёт к тому, что пропасть между народом и государством с каждым годом растёт. Власти имеют все меньшую легитимность. А легитимность дают только честно проведённые выборы. Выходят в политическую жизнь поколения молодёжи 2000-х годов рождения, которые не помнят не только СССР, но не помнят и что было после его развала. Если продолжать тот курс, который проводят «технократы» из АП, то страна может скатиться в неуправляемый режим, как СССР в конце 1980-х. Дело в том, что в отсутствие нормальной политической коммуникации в обществе даже мощные государственные системы, каким был СССР, бывают не способными противостоять хаосу.
Каков же выход из этого исторического тупика? Выходом является восстановление нормальных выборов. А для этого нужно принять Избирательный Кодекс, разработанный КПРФ.
К сожалению, рассчитывать на то, что этот созыв Думы с «едросовским» большинством проголосует за наш проект кодекса, не приходится. Но, КПРФ таким образом делает вклад в будущее российской демократии.