Итак, президент выступил с давно ожидавшимся Посланием Федеральному Собранию. Оправдались прогнозы об «умеренном характере» Послания. Фактически оно выполняет привычную «терапевтическую» функцию. Общество, занятое выживанием и пребывающее в пост-ковидной депрессии, получило, как считает власть, необходимые сигналы: Путин все слышит, Путин все знает.

  • Технические характеристики Президентского Послания-2021.

В нынешнем году послание Путина заняло около 78 минут. Таким образом, из всех его 17 посланий оно по продолжительности занимает 4-е место (Табл. 1). Рекордно долгим мероприятие было в выборном 2018 году (116 минут), а самым коротким в 2004-м (47 минут).

Традиционное опоздание Путина составило 4 минуты. Ровно на столько же он опоздал в прошлом году.

Таблица 1

                    Продолжительность президентских посланий Путина

Дата Продолжительность, мин
21 апреля 2021 г. 78
15 января 2020 г.                         72
20 февраля 2019 г. 90
1 марта 2018 г. 116
1 декабря 2016 г. 69
3 декабря 2015 г. 58
4 декабря 2014 г. 68
12 декабря 2013 г. 69
12 декабря 2012 г. 81
26 апреля 2007 г. 72
10 мая 2006 г. 62
25 апреля 2005 г. 48
26 мая 2004 г. 47
16 мая 2003 г. 65
18 апреля 2002 г. 51
3 апреля 2001 г. 63
8 июля 2000 г. 50

Надо сказать, что путинское послание-2021 вышло рутинным, блеклым и скучным. Никаких «духоподъемных» и «прорывных» тем, как, например, в 2018 и 2020 годах, в нём не прозвучало.

Президент затронул ряд важных вопросов. Особое внимание уделено преодолению пандемии коронавируса, поддержке матерей и детей, вопросам образования и патриотизма в образовании, науке и экологии, проблемам экономики, инвестиций и предпринимательства, развитию регионов, борьбе с внешнеполитическими оппонентами, достижениями «оборонки» и т.д. Весь перечень тем, прозвучавших в Послании, – в Табл. 2 в хронологическом порядке.

Таблица 2

Темы послания и их хронометраж, в порядке выступления

1 Вступительное слово 1 мин
2 Последствия пандемии 16 мин
3 Поддержка семей, облегчение выплат 5 мин
4 Поддержка матерей и детей 6 мин
5 Образование 6 мин
6 Наука 4 мин
7 Экология 4 мин
8 Экономика, рабочие места 7 мин
9 Развитие регионов, создание инфраструктуры 16 мин
10 Внешняя политика, борьба с «майданами» 6 мин
11 Оборонка 4 мин
12 Союзники России 1 мин
13 Заключительное слово 2 мин

Однако, важно не с чего начал президент, а какой теме или группе тем уделено наибольшее время в выступлении. Приоритетность групп тем по хронометражу дана в Табл. 3

Таблица 3

Приоритетность тем по хронометражу

1 Последствия пандемии 16 мин
2 Развитие регионов, создание инфраструктуры 16 мин
3 Экономика, рабочие места 7 мин
4 Поддержка матерей и детей 6 мин
5 Образование 6 мин
6 Внешняя политика, борьба с «майданами» 6 мин
7 Поддержка семей, облегчение выплат 5 мин
8 Наука 4 мин
9 Экология 4 мин
10 Оборонка 4 мин
11 Заключительное слово 2 мин
12 Вступительное слово 1 мин
13 Союзники России 1 мин

Рассмотрим отдельные слова и выражения, которыми оперировал Путин во время своего выступления, а также их соотношение между собой (Табл. 4).

Таблица 4

Контент-анализ президентских посланий Путина

2021 2020 2019 2018 2016 2015 2014
Финансово-экономический блок
Экономика/Экономический  9 8 12 29 28 15 20
Финансовый  5
Инфляция  2 3 1 5 4
Конкуренция 1 5 5 4
Безработица
Рынок  6 1 3 7 11
Банк/Банковский  2 5 4 5 22
Бизнес/Предприниматель  10 6 15 8 12
Кредит  16 3
Долг  5 1
Налоги/Сборы/Тарифы  2 3 7
Бедность/Малообеспеченность  2 4 6
Промышленность 2 1
Производство/Производитель  3 1
Блок «Свободное общество»
Свобода 3 2 1 4 1 6
Демократия 2 1
Гражданское общество 1
Справедливость/равенство  1 1 2
Патриотический блок
Россия (страна)  38 34 3 2
Русский
Родина/ Отечество  1
Российская история
Российские традиции
имена исторических фигур России
Победа (1945) 1
ВОВ 3
Советский блок
СССР/Советский Союз/Советский  1 4
Ленин 2 10 1
Сталин
Большевики
Коммунизм 1
Парламентский блок
Парламент 5
Госдума  2 8 4 1 3
Совет Федерации  1 5
Единая Россия/Единороссы  2 1
КПРФ/Коммунисты  1
ЛДПР/Либерал-демократы  1
СР/Справороссы  1
другие партии
Депутат  1 4
Сенатор
Выборы 1
Блок «Осажденная крепость»
Безопасность  5 3 5
Оборона  1 1
Терроризм, теракт, террористы 1 4 25
Война/Воор. конфликт  2 2
Спецоперация
Угроза/Вызов/Риск  13 3 7
Войска/Армия/Спецподразделения  4 1
США/Америка/Американский 11 21 4 0 8
ЕС/Европа 1 4 2 1 0 10
НАТО
ЦРУ
Госдеп
Сирия
Донбасс/ДНР/ЛНР/ Украина
Демографический блок
Люди  16 18 39 47 53 25 28
Народ  2 5
Жители
Граждане  17 22
Население  1 1
Блок обещаний
План/Проект/Стратегия/ Программа/Решение  39 28 17 19 22
Будем/Должны/Обязаны/Нужно  91 75
Трудности/Сложности/Проблемы  10 11 13 17 16
Задачи/Цели  21 16 14 19 10
Разное
Регион/Субъект РФ/региональный  33 44 14 11 18

Из итогов контент-анализа речи следует – «блок обещаний» самый обширный. Впрочем, как и всегда. Только слова «Будем/Должны/Обязаны/ Нужно» прозвучали 91 раз против 75 раз в прошлом году. И это без фразеологизмов, обращенных в будущее типа «мы достигнем», «мы увеличим» и т.п. По трем из четырех ключевых понятий блока обещаний – рост упоминаний слов по сравнению с прошлым годом. Обществу в который раз предложено взбодриться и ждать «светлое будущее».

По сравнению с 2020-м увеличился блок «Осажденная крепость», что отражает провалы внешней политики за год. Хотя «угрозы» и «тревоги» зачастую звучали в контексте коронавируса.

Также немного оживился «экономический» блок – видимо, власть наконец поняла, что могущество страны в XXI веке определяет не количество боеголовок на душу населения, а подушевой показатель ВВП.

  • Ключевые темы послания
    1. Ключевыми темами послания стали благодарность за борьбу с ковид-инфекцией и новые «социальные подарки» (впрочем, как всегда, исключительно точечные). Ни о каком сплошном повышении (явно недостаточных!) зарплат тем же врачам речь не шла. Да, Путин всё знает. И пару тысяч рублей точечно совсем страждущим подкинет. Но никаких «вертолетных денег» в пост-ковидный период русский народ у власти не заслужил.
    2. Про демографию в посланиях говорится не в первый раз. Мягко признана нынешняя катастрофа в политике народо-сбережения. Безусловно, помощь беременным женщинам – это необходимая мера. А что мешало к таким мерам прибегнуть, не дожидаясь, пока население страны за 1 год сократится на 500 тысяч человек? Ну, а про обещание опять поднять среднюю продолжительность жизни в условиях, когда за прошлый год она резко сократилась, можно не беспокоиться – все забудут к очередному посланию. В майском указе 2018 года президент планировал до 2024 года добиться устойчивого естественного роста населения. Но не смотря на меры демографической политики, рождаемость, как и следовало ожидать, не растет, а, наоборот, сокращается. В результате в новом Послании, как и в предыдущем указе, Путин меняет формулировку – «добиться устойчивого роста населения» и отодвигает это 6 лет. Это касается и трансформации национальной цели, связанной с величиной ожидаемой продолжительности жизни. Если в майском указе ставилась задача повысить этот параметр до 78 лет в 2024 году, а к 2030 году и вовсе получить 80 лет, то сейчас речь идет просто о сохранении этого уровня. Да, хорошо, что российским семьям, детям и матерям обещан ряд социальных выплат, которые, надо полагать, призваны повысить лояльность населения. Но все это выделяется «в час по чайной ложке» и лишь отдельным категориям.
    3. Президент благодарил медиков, работников социальных учреждений и хвалил то, как справилось российское здравоохранение по сравнению с западным. Однако не упомянул, что в учреждениях здравоохранения, а также домах престарелых и инвалидов выявился острый дефицит средств индивидуальной защиты для персонала, что привело к массовому инфицированию медиков и социальных работников, превратило эти учреждения в центры распространения инфекции среди населения. Как и в других странах, оказалось, что в России остро не хватает медицинского персонала и больничных мощностей, специализированных на борьбе с массовыми инфекциями. Пришлось свернуть оказание плановой медицинской помощи (в том числе амбулаторные консультации и госпитализации), что, как стало понятно во второй половине года, внесло значительный вклад в размеры т.н. «избыточной смертности».
    4. Путин говорил об ударе пандемии по социальной сфере. Безусловно, так и есть, но удар пришелся как раз на проблемные места. Так, реальные располагаемые доходы населения падают уже 8 лет подряд (на 10% с 2013 года). За 2020 год они снизились на 3,5%. Президент говорил о продолжении помощи детям и семьям с детьми. Но она по-прежнему характеризуется невысоким уровнем и разовостью. Так, на выплаты детям в пандемию бюджет потратил фактически копейки (поддержали 28 млн детей определенного возраста, не говоря о выплатах «базового дохода» во многих странах). При этом каждый четвертый-пятый ребенок фактически живет в бедной семье (детская бедность – 20-24%), и им нужна поддержка не только разово, к школе или перед какими-то политическими событиями. При этом, такая ситуация сложилась еще до пандемии. На то, что государственные меры по снижению бедности недостаточно нацелены на малоимущих, обращает внимание и Счетная Палата.
    5. При этом сам антикризисный пакет в России был довольно скромным. Так, финансовая помощь по всем прямым и косвенным (за счет отсрочек и списания некоторых налогов, льгот по кредитам на выплату заработной платы, выплат на детей и др.) источникам оценивается Минфином России в 4,5% ВВП, при этом прямая помощь в виде выплат наличными и возврата налогов была около 2% ВВП. Большинство сопоставимых или больших, чем Россия по размеру экономики стран оказали более существенную помощь своим гражданам и бизнесам. Подобный показатель в США составил 12,4%, в Германии 37%, в Японии 20%, в Великобритании 16%, во Франции 14%, в Италии 20% ВВП.
    6. Хорошо, на детей опять чуть «подкинут» денег, но где мощная, обещанная в Конституции, прибавка к пенсиям? Где увеличение МРОТ? Где увеличение пособий по безработице? Трасса до Екатеринбурга – это уже неплохо, это уже Урал. А как же Сибирь и Дальний Восток? К ним трассу пусть тянут китайцы? 45 тыс. новых бюджетных мест в вузах. А куда идти после вузов выпускникам? Сохранили 5 млн. рабочих мест, а сколько потеряли за год пандемии? Обещание избавить людей от очередей в поликлиниках выглядит абсолютно невыполнимым: врачей катастрофически не хватает, продолжается при этом прямо противоположная заявленным целям «оптимизация медицины»! Но российские чиновники, конечно, настолько изобретательны и лукавы, что найдут способ исполнить и этот «апрельский наказ» Путина – например, не будут пускать в регистратуру без предварительной записи по телефону (а по телефону будет невозможно дозвониться). Вот и не будет очередей…
    7. Ожидаемо объявлена «промежуточная победа над коронавирусом», хотя и сделан намёк на возможность более серьезных эпидемий. Но эта «промежуточная победа» выглядит уже как очередной «окончательный вывод войск из Сирии».
    8. Путин много внимания уделял федеральным инфраструктурным кредитам. При этом не упоминая, о том, что уже начатые национальные проекты, о которых власти также ожидают чуда, являются базой для коррупции. Так, по данным Росфинмониторинга практически каждый четвертый рубль, выделенный из бюджета на реализацию нацпроектов, оказался в руках «недобросовестных исполнителей». Объем контрактов, доставшихся сомнительным организациям в прошлом году, составил 500 млрд рублей (23% от суммы, которую выделил на нацпроекты федеральный бюджет).;
    9. Режет слух явное преувеличение президента о «растущей мощи отечественной науки». Когда к учёной-генетику из Новосибирска Анастасии Проскуриной после её признания в прямом эфире президенту, что она и её коллеги получают по 25 тыс. рублей в месяц, стали приходить следователи и «прессовать» её на тему «кто подговорил её говорить такое президенту» – это мощь науки? Или это попытки выжать из науки всё, вгоняя людей, на которых она держится, в нищету? Хорошие слова про «поддержку вузов», а начать нормально платить преподавателям? Об этом ни слова. Система хочет быть сильной, не думая, о «винтиках», которых прессуют внизу, чтобы показать президенту очередную потёмкинскую деревню «величия страны». Про то, что молодое поколение учёных «в полной мере проявит себя», мы слышим от Путина с 2000 года, но за эти годы наша страна утратила научное лидерство на фоне других стран по очень многим направлениям.
    10. Извечная проблема России – бедность регионов. Хотелось бы, чтобы президент помог регионам деньгами, инвестициями, балансировкой налоговой системы, цен и зарплат, позволяющих регионам жить! А он вместо этого предлагает «федеральные инфраструктурные кредиты». Т.е. помогая закрыть регионам старые долги, «федеральный центр» снова загоняет их в долги. Вопрос: Кремль – это центр власти, или коммерческий центр, рассматривающий регионы, как поляну наживы?
    11. Хорошая характеристика выращенных при Путине управленческих кадров: «Надо готовить проекты, а не просто прибегать в правительство с красивыми картинками…». Характеристика справедливая – о тех кадрах с курсов губернаторов-технократов, что сейчас организует АП РФ. Интересно, почему бы не подбирать в губернаторы более толковых людей (они в стране есть!). А ещё только что до этого президент вещал о новых высотах «искусственного интеллекта», о том, как мы шагаем в новую эпоху… И при этом у нас подготовка губернаторов (ключевого управленческого звена!) такова, что они не могут нормально подготовить проект. А зачем тогда стране такие высоты искусственного интеллекта? Чтобы банки лучше могли вгонять людей в кабалу? Чтобы эффективнее начислять гражданам штрафы и ловить нарушителей? Почему искусственный интеллект развивается в ущерб интеллекту естественному?
    12. Вместе с тем, В. Путин сделал важный акцент на поддержку несырьевого реального сектора экономики и анонсировал выделение «длинных» денег на инфраструктурные проекты. Фактически сделан «замах» на нечто, напоминающее «политику Рузвельта». Но сколько раньше было таких замахов?
    13. Президент обратил внимание на необходимость создания независимости России от производства вакцин, развитии фармацевтики, производства в том числе, на своем оборудовании, развития инновационных технологий и новых решений в здравоохранении, энергетике, в том числе неатомной. В современных реалиях это просто популизм. Россия остается малозаметным участником глобального рынка передовых производственных технологий и, более того, рискует «отстать навсегда» от технологических лидеров. В последние годы свыше одной трети импортных поставок продукции с перспективными производственными технологиями в Россию пришлось на лекарства и медицинское оборудование. Российский фармацевтический сектор в основном ориентирован на производство дженериков и ввоз оригинальных препаратов. Более 80% российских препаратов производится с применением импортных субстанций. За 2016-2019 гг. импорт субстанций вырос в 2,3 раза в долл. США и в полтора раза в объемах. Стратегия импортозамещения пока не принесла существенных результатов. Большинство использующихся в российской фармацевтической отрасли субстанций производится в Китае (51,7%) и Индии (26%). На отечественное сырье и субстанции из Европы приходится 22,3% поставок. Проблемы с поставками наблюдались в пандемию. При этом, остается очень низкой инновационная активность компаний: ее уровень для России оценивается в 15%, по сравнению с 27% в Болгарии, 42% в Чехии, 51% в Турции и 65% в США;
    14. Кроме того, заявлено о будущем вложении существенных средств в науку и высокие технологии, а также в систему образования, включая педагогические вузы.  Более того, В. Путин указал на важность патриотического воспитания и на недопустимость фальсификации истории. Всё это практически полностью соответствует программе КПРФ;
    15. Вместе с тем, президент забыл про справедливость. В 2012 г. Президент декларировал нравственные идеалы и социальную справедливость, в 2016 г. Послание было пронизано идеей поддержки справедливости в различных отраслях жизни общества (во внутренней политике, при решении вопроса о самозанятых). В 2018 г. тема справедливости поднималась Президентом в связи с налаживанием адресной социальной помощи, системы здравоохранения и развитием образования, в 2019 г. Президент подчеркнул важность недопущения неуважения и несправедливости в обществе, необходимость справедливой индексации пенсий. В 2020 году Президент вновь обратился к теме справедливости в связи с поддержкой и развитием системы здравоохранения (как было в 2018 г) и с темой улучшения судебной системы. А вот в 2021 году тема справедливости была упомянута только при обсуждении распределения инфраструктурных кредитов для регионов
    16. Про политические реформы в 2021 году ни слова. В 2016 году перед выборами в Госдуму В.В.Путин говорил, что «нужно работать вместе, дружно и в единстве». А также то, что «особая ответственность стоит перед партией ЕР». Ныне же повторились близкие формулировки. О партиях президент упомянул несколько раз. Он поблагодарил все парламентские фракции поддержавшие закон о налоге на сверхдоходы. Несколько раз глава государства объявил благодарность партии «ЕР» (программа газификации и прочее). Также о партиях Путин упомянул при обсуждении предстоящих выборов. Он надеется, что настрой на конкурентную политическую борьбу сохранится.
      Про новые партии не сказано ни слова;
    17. В сфере внешней политики абстрактно «сильная риторика», но почти ничего конкретного, кроме осуждения попытки переворота в Белоруссии. И интересная оговорка, в которой организацию ОДБК президент попытался назвать «Варшавским договором».
    18. В отношении «коллективного Запада» В. Путин вышел на новый уровень жёсткости и обвинил бывших «партнеров» в подготовке госпереворота в Белоруссии и убийства А. Лукашенко, а также в дестабилизации ситуации в РФ. Фразы о том, что «они перешли все границы» и о «Шерхане, вокруг которого ходят шакалы», – очевидно являются достаточно радикальными, а также служат косвенным ответом на заявление Д. Байдена об «убийце»;
    19. Важно и то, что В. Путин указал на существование «красных черт (линий)» в отношении Москвы. И что именно Россия будет определять эти «красные черты». Такой подход явно указывает на решимость Кремля отказаться от «почётной капитуляции»;
    20. Вместе с тем, ожидаемые громкие заявления и решения в Послании не прозвучали. Судя по всему, произошло нечто, что заставило высшее политическое руководство России отказаться от тех или иных реальных действий, по крайней мере, на данный момент.
  • Некоторые выводы
  • Послание президента Федеральному Собранию оказалось «мирным» и даже «дежурным». С таким посланием можно было выступать и в январе. И не понятно зачем его откладывали. Ожидания от послания оказались явно переоцененными.
  • Навязчивые слухи о «вводе войск в Украину», очевидно, послужили Кремлю поводом привлечь общественное внимание к посланию. Таким образом, увязка послания с запущенной и болезненной внешнеполитической проблемой позволила пиарщикам Кремля актуализировать самую сильную грань медийного образа Путина – образ «сильной руки». Само же послание дало возможность «выдохнуть»: войны не будет. Но «броня крепка и танки наши быстры».
  • В целом, создается впечатление, что текст Послания был переделан в последний момент, и президент просто вынужден был выступать с дежурным набором фраз, а само выступление получилось скомканным. На наш взгляд, основное чувство, возникающее после выступление президента: недоумение. Было сказано много правильных фраз, но в Послании отсутствует внутренняя целостность;
  • В любом случае теперь понятно: ожидание Послания затянулось, устали гадать, но все-таки ждали бодрого, энергичного, «мобилизационного» Послания. Но…Успехи в борьбе с ковидом должны были логично трансформироваться в успехи в «мирной жизни» и мощный «гипер-кулак» на любом возможном фронте. Вместо этого – вялый президент, речь сказочника («ручейком шумит»), обилие различных цифр и обещаний, в которых легко запутаться, раздача денег, увеличение пособий. Но НИЧЕГО ГРАНДИОЗНОГО!
  • Еще раз: никакой энергетики в речи мы не услышали, никаких «мемов» в народ не пошло, ничего «грандиозного» как обещала Матвиенко не случилось. Ну разве что – грандиозный пшик …
  • И, наконец, не ясно, зачем В. Матвиенко заявляла о внеочередном заседании СФ РФ. Отсюда вновь следует вывод: «под ковром» произошло нечто, заставившее власть «скомкать» Послание и фактически его выхолостить;
  • КПРФ, на наш взгляд, важно напомнить, что все созидательные заявления В. Путина соответствуют программе КПРФ. Вопрос в том будут ли они воплощаться в жизнь.
  • От Послания сложилось впечатление предвыборной речи действующего президента, идущего на повторные выборы. Не встанет ли он все-таки во главе списка ЕР? Мощный разворот в сторону внутренней проблематики выглядит ответом на критику оппозиции (КПРФ, в первую очередь) и попыткой перехвата проблемной повестки. Но эта попытка явно не очень убедительна.

Подготовили·:

Центр исследований политической культуры России

Отдела ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний

Сергей Обухов, член Президиума, секретарь ЦК КПРФ

Алексей Богачев, Елена Шабарова, кандидат политических наук, Николай Волков, кандидат физико-математических наук, Александр Михальчук, Наталья Фокина, Иван Апостолевский, Сергей Елагин, Денис Стрелков, Анна Гавалова, сотрудники Отдела ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний, Денис Буланов, гл. редактор газеты «Коммунист — век 20-21»

Отв. за выпуск: С.П. Обухов, доктор политических наук

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *