Итак, президент выступил с давно ожидавшимся Посланием Федеральному Собранию. Оправдались прогнозы об «умеренном характере» Послания. Фактически оно выполняет привычную «терапевтическую» функцию. Общество, занятое выживанием и пребывающее в пост-ковидной депрессии, получило, как считает власть, необходимые сигналы: Путин все слышит, Путин все знает.
- Технические характеристики Президентского Послания-2021.
В нынешнем году послание Путина заняло около 78 минут. Таким образом, из всех его 17 посланий оно по продолжительности занимает 4-е место (Табл. 1). Рекордно долгим мероприятие было в выборном 2018 году (116 минут), а самым коротким в 2004-м (47 минут).
Традиционное опоздание Путина составило 4 минуты. Ровно на столько же он опоздал в прошлом году.
Таблица 1
Продолжительность президентских посланий Путина
Дата | Продолжительность, мин |
21 апреля 2021 г. | 78 |
15 января 2020 г. | 72 |
20 февраля 2019 г. | 90 |
1 марта 2018 г. | 116 |
1 декабря 2016 г. | 69 |
3 декабря 2015 г. | 58 |
4 декабря 2014 г. | 68 |
12 декабря 2013 г. | 69 |
12 декабря 2012 г. | 81 |
26 апреля 2007 г. | 72 |
10 мая 2006 г. | 62 |
25 апреля 2005 г. | 48 |
26 мая 2004 г. | 47 |
16 мая 2003 г. | 65 |
18 апреля 2002 г. | 51 |
3 апреля 2001 г. | 63 |
8 июля 2000 г. | 50 |
Надо сказать, что путинское послание-2021 вышло рутинным, блеклым и скучным. Никаких «духоподъемных» и «прорывных» тем, как, например, в 2018 и 2020 годах, в нём не прозвучало.
Президент затронул ряд важных вопросов. Особое внимание уделено преодолению пандемии коронавируса, поддержке матерей и детей, вопросам образования и патриотизма в образовании, науке и экологии, проблемам экономики, инвестиций и предпринимательства, развитию регионов, борьбе с внешнеполитическими оппонентами, достижениями «оборонки» и т.д. Весь перечень тем, прозвучавших в Послании, – в Табл. 2 в хронологическом порядке.
Таблица 2
Темы послания и их хронометраж, в порядке выступления
1 | Вступительное слово | 1 мин |
2 | Последствия пандемии | 16 мин |
3 | Поддержка семей, облегчение выплат | 5 мин |
4 | Поддержка матерей и детей | 6 мин |
5 | Образование | 6 мин |
6 | Наука | 4 мин |
7 | Экология | 4 мин |
8 | Экономика, рабочие места | 7 мин |
9 | Развитие регионов, создание инфраструктуры | 16 мин |
10 | Внешняя политика, борьба с «майданами» | 6 мин |
11 | Оборонка | 4 мин |
12 | Союзники России | 1 мин |
13 | Заключительное слово | 2 мин |
Однако, важно не с чего начал президент, а какой теме или группе тем уделено наибольшее время в выступлении. Приоритетность групп тем по хронометражу дана в Табл. 3
Таблица 3
Приоритетность тем по хронометражу
1 | Последствия пандемии | 16 мин |
2 | Развитие регионов, создание инфраструктуры | 16 мин |
3 | Экономика, рабочие места | 7 мин |
4 | Поддержка матерей и детей | 6 мин |
5 | Образование | 6 мин |
6 | Внешняя политика, борьба с «майданами» | 6 мин |
7 | Поддержка семей, облегчение выплат | 5 мин |
8 | Наука | 4 мин |
9 | Экология | 4 мин |
10 | Оборонка | 4 мин |
11 | Заключительное слово | 2 мин |
12 | Вступительное слово | 1 мин |
13 | Союзники России | 1 мин |
Рассмотрим отдельные слова и выражения, которыми оперировал Путин во время своего выступления, а также их соотношение между собой (Табл. 4).
Таблица 4
Контент-анализ президентских посланий Путина
2021 | 2020 | 2019 | 2018 | 2016 | 2015 | 2014 | |
Финансово-экономический блок | |||||||
Экономика/Экономический | 9 | 8 | 12 | 29 | 28 | 15 | 20 |
Финансовый | 5 | ||||||
Инфляция | 2 | 3 | 1 | 5 | 4 | ||
Конкуренция | 1 | 5 | 5 | 4 | |||
Безработица | |||||||
Рынок | 6 | 1 | 3 | 7 | 11 | ||
Банк/Банковский | 2 | 5 | 4 | 5 | 22 | ||
Бизнес/Предприниматель | 10 | 6 | 15 | 8 | 12 | ||
Кредит | 16 | 3 | |||||
Долг | 5 | 1 | |||||
Налоги/Сборы/Тарифы | 2 | 3 | 7 | ||||
Бедность/Малообеспеченность | 2 | 4 | 6 | ||||
Промышленность | 2 | 1 | |||||
Производство/Производитель | 3 | 1 | |||||
Блок «Свободное общество» | |||||||
Свобода | 3 | 2 | 1 | 4 | 1 | 6 | |
Демократия | 2 | 1 | |||||
Гражданское общество | 1 | ||||||
Справедливость/равенство | 1 | 1 | 2 | ||||
Патриотический блок | |||||||
Россия (страна) | 38 | 34 | 3 | 2 | |||
Русский | |||||||
Родина/ Отечество | 1 | ||||||
Российская история | |||||||
Российские традиции | |||||||
имена исторических фигур России | |||||||
Победа (1945) | 1 | ||||||
ВОВ | 3 | ||||||
Советский блок | |||||||
СССР/Советский Союз/Советский | 1 | 4 | |||||
Ленин | 2 | 10 | 1 | ||||
Сталин | |||||||
Большевики | |||||||
Коммунизм | 1 | ||||||
Парламентский блок | |||||||
Парламент | 5 | ||||||
Госдума | 2 | 8 | 4 | 1 | 3 | ||
Совет Федерации | 1 | 5 | |||||
Единая Россия/Единороссы | 2 | 1 | |||||
КПРФ/Коммунисты | 1 | ||||||
ЛДПР/Либерал-демократы | 1 | ||||||
СР/Справороссы | 1 | ||||||
другие партии | |||||||
Депутат | 1 | 4 | |||||
Сенатор | |||||||
Выборы | 1 | ||||||
Блок «Осажденная крепость» | |||||||
Безопасность | 5 | 3 | 5 | ||||
Оборона | 1 | 1 | |||||
Терроризм, теракт, террористы | 1 | 4 | 25 | ||||
Война/Воор. конфликт | 2 | 2 | |||||
Спецоперация | |||||||
Угроза/Вызов/Риск | 13 | 3 | 7 | ||||
Войска/Армия/Спецподразделения | 4 | 1 | |||||
США/Америка/Американский | 11 | 21 | 4 | 0 | 8 | ||
ЕС/Европа | 1 | 4 | 2 | 1 | 0 | 10 | |
НАТО | |||||||
ЦРУ | |||||||
Госдеп | |||||||
Сирия | |||||||
Донбасс/ДНР/ЛНР/ Украина | |||||||
Демографический блок | |||||||
Люди | 16 | 18 | 39 | 47 | 53 | 25 | 28 |
Народ | 2 | 5 | |||||
Жители | |||||||
Граждане | 17 | 22 | |||||
Население | 1 | 1 | |||||
Блок обещаний | |||||||
План/Проект/Стратегия/ Программа/Решение | 39 | 28 | 17 | 19 | 22 | ||
Будем/Должны/Обязаны/Нужно | 91 | 75 | |||||
Трудности/Сложности/Проблемы | 10 | 11 | 13 | 17 | 16 | ||
Задачи/Цели | 21 | 16 | 14 | 19 | 10 | ||
Разное | |||||||
Регион/Субъект РФ/региональный | 33 | 44 | 14 | 11 | 18 |
Из итогов контент-анализа речи следует – «блок обещаний» самый обширный. Впрочем, как и всегда. Только слова «Будем/Должны/Обязаны/ Нужно» прозвучали 91 раз против 75 раз в прошлом году. И это без фразеологизмов, обращенных в будущее типа «мы достигнем», «мы увеличим» и т.п. По трем из четырех ключевых понятий блока обещаний – рост упоминаний слов по сравнению с прошлым годом. Обществу в который раз предложено взбодриться и ждать «светлое будущее».
По сравнению с 2020-м увеличился блок «Осажденная крепость», что отражает провалы внешней политики за год. Хотя «угрозы» и «тревоги» зачастую звучали в контексте коронавируса.
Также немного оживился «экономический» блок – видимо, власть наконец поняла, что могущество страны в XXI веке определяет не количество боеголовок на душу населения, а подушевой показатель ВВП.
- Ключевые темы послания
-
- Ключевыми темами послания стали благодарность за борьбу с ковид-инфекцией и новые «социальные подарки» (впрочем, как всегда, исключительно точечные). Ни о каком сплошном повышении (явно недостаточных!) зарплат тем же врачам речь не шла. Да, Путин всё знает. И пару тысяч рублей точечно совсем страждущим подкинет. Но никаких «вертолетных денег» в пост-ковидный период русский народ у власти не заслужил.
- Про демографию в посланиях говорится не в первый раз. Мягко признана нынешняя катастрофа в политике народо-сбережения. Безусловно, помощь беременным женщинам – это необходимая мера. А что мешало к таким мерам прибегнуть, не дожидаясь, пока население страны за 1 год сократится на 500 тысяч человек? Ну, а про обещание опять поднять среднюю продолжительность жизни в условиях, когда за прошлый год она резко сократилась, можно не беспокоиться – все забудут к очередному посланию. В майском указе 2018 года президент планировал до 2024 года добиться устойчивого естественного роста населения. Но не смотря на меры демографической политики, рождаемость, как и следовало ожидать, не растет, а, наоборот, сокращается. В результате в новом Послании, как и в предыдущем указе, Путин меняет формулировку – «добиться устойчивого роста населения» и отодвигает это 6 лет. Это касается и трансформации национальной цели, связанной с величиной ожидаемой продолжительности жизни. Если в майском указе ставилась задача повысить этот параметр до 78 лет в 2024 году, а к 2030 году и вовсе получить 80 лет, то сейчас речь идет просто о сохранении этого уровня. Да, хорошо, что российским семьям, детям и матерям обещан ряд социальных выплат, которые, надо полагать, призваны повысить лояльность населения. Но все это выделяется «в час по чайной ложке» и лишь отдельным категориям.
- Президент благодарил медиков, работников социальных учреждений и хвалил то, как справилось российское здравоохранение по сравнению с западным. Однако не упомянул, что в учреждениях здравоохранения, а также домах престарелых и инвалидов выявился острый дефицит средств индивидуальной защиты для персонала, что привело к массовому инфицированию медиков и социальных работников, превратило эти учреждения в центры распространения инфекции среди населения. Как и в других странах, оказалось, что в России остро не хватает медицинского персонала и больничных мощностей, специализированных на борьбе с массовыми инфекциями. Пришлось свернуть оказание плановой медицинской помощи (в том числе амбулаторные консультации и госпитализации), что, как стало понятно во второй половине года, внесло значительный вклад в размеры т.н. «избыточной смертности».
- Путин говорил об ударе пандемии по социальной сфере. Безусловно, так и есть, но удар пришелся как раз на проблемные места. Так, реальные располагаемые доходы населения падают уже 8 лет подряд (на 10% с 2013 года). За 2020 год они снизились на 3,5%. Президент говорил о продолжении помощи детям и семьям с детьми. Но она по-прежнему характеризуется невысоким уровнем и разовостью. Так, на выплаты детям в пандемию бюджет потратил фактически копейки (поддержали 28 млн детей определенного возраста, не говоря о выплатах «базового дохода» во многих странах). При этом каждый четвертый-пятый ребенок фактически живет в бедной семье (детская бедность – 20-24%), и им нужна поддержка не только разово, к школе или перед какими-то политическими событиями. При этом, такая ситуация сложилась еще до пандемии. На то, что государственные меры по снижению бедности недостаточно нацелены на малоимущих, обращает внимание и Счетная Палата.
- При этом сам антикризисный пакет в России был довольно скромным. Так, финансовая помощь по всем прямым и косвенным (за счет отсрочек и списания некоторых налогов, льгот по кредитам на выплату заработной платы, выплат на детей и др.) источникам оценивается Минфином России в 4,5% ВВП, при этом прямая помощь в виде выплат наличными и возврата налогов была около 2% ВВП. Большинство сопоставимых или больших, чем Россия по размеру экономики стран оказали более существенную помощь своим гражданам и бизнесам. Подобный показатель в США составил 12,4%, в Германии 37%, в Японии 20%, в Великобритании 16%, во Франции 14%, в Италии 20% ВВП.
- Хорошо, на детей опять чуть «подкинут» денег, но где мощная, обещанная в Конституции, прибавка к пенсиям? Где увеличение МРОТ? Где увеличение пособий по безработице? Трасса до Екатеринбурга – это уже неплохо, это уже Урал. А как же Сибирь и Дальний Восток? К ним трассу пусть тянут китайцы? 45 тыс. новых бюджетных мест в вузах. А куда идти после вузов выпускникам? Сохранили 5 млн. рабочих мест, а сколько потеряли за год пандемии? Обещание избавить людей от очередей в поликлиниках выглядит абсолютно невыполнимым: врачей катастрофически не хватает, продолжается при этом прямо противоположная заявленным целям «оптимизация медицины»! Но российские чиновники, конечно, настолько изобретательны и лукавы, что найдут способ исполнить и этот «апрельский наказ» Путина – например, не будут пускать в регистратуру без предварительной записи по телефону (а по телефону будет невозможно дозвониться). Вот и не будет очередей…
- Ожидаемо объявлена «промежуточная победа над коронавирусом», хотя и сделан намёк на возможность более серьезных эпидемий. Но эта «промежуточная победа» выглядит уже как очередной «окончательный вывод войск из Сирии».
- Путин много внимания уделял федеральным инфраструктурным кредитам. При этом не упоминая, о том, что уже начатые национальные проекты, о которых власти также ожидают чуда, являются базой для коррупции. Так, по данным Росфинмониторинга практически каждый четвертый рубль, выделенный из бюджета на реализацию нацпроектов, оказался в руках «недобросовестных исполнителей». Объем контрактов, доставшихся сомнительным организациям в прошлом году, составил 500 млрд рублей (23% от суммы, которую выделил на нацпроекты федеральный бюджет).;
- Режет слух явное преувеличение президента о «растущей мощи отечественной науки». Когда к учёной-генетику из Новосибирска Анастасии Проскуриной после её признания в прямом эфире президенту, что она и её коллеги получают по 25 тыс. рублей в месяц, стали приходить следователи и «прессовать» её на тему «кто подговорил её говорить такое президенту» – это мощь науки? Или это попытки выжать из науки всё, вгоняя людей, на которых она держится, в нищету? Хорошие слова про «поддержку вузов», а начать нормально платить преподавателям? Об этом ни слова. Система хочет быть сильной, не думая, о «винтиках», которых прессуют внизу, чтобы показать президенту очередную потёмкинскую деревню «величия страны». Про то, что молодое поколение учёных «в полной мере проявит себя», мы слышим от Путина с 2000 года, но за эти годы наша страна утратила научное лидерство на фоне других стран по очень многим направлениям.
- Извечная проблема России – бедность регионов. Хотелось бы, чтобы президент помог регионам деньгами, инвестициями, балансировкой налоговой системы, цен и зарплат, позволяющих регионам жить! А он вместо этого предлагает «федеральные инфраструктурные кредиты». Т.е. помогая закрыть регионам старые долги, «федеральный центр» снова загоняет их в долги. Вопрос: Кремль – это центр власти, или коммерческий центр, рассматривающий регионы, как поляну наживы?
- Хорошая характеристика выращенных при Путине управленческих кадров: «Надо готовить проекты, а не просто прибегать в правительство с красивыми картинками…». Характеристика справедливая – о тех кадрах с курсов губернаторов-технократов, что сейчас организует АП РФ. Интересно, почему бы не подбирать в губернаторы более толковых людей (они в стране есть!). А ещё только что до этого президент вещал о новых высотах «искусственного интеллекта», о том, как мы шагаем в новую эпоху… И при этом у нас подготовка губернаторов (ключевого управленческого звена!) такова, что они не могут нормально подготовить проект. А зачем тогда стране такие высоты искусственного интеллекта? Чтобы банки лучше могли вгонять людей в кабалу? Чтобы эффективнее начислять гражданам штрафы и ловить нарушителей? Почему искусственный интеллект развивается в ущерб интеллекту естественному?
- Вместе с тем, В. Путин сделал важный акцент на поддержку несырьевого реального сектора экономики и анонсировал выделение «длинных» денег на инфраструктурные проекты. Фактически сделан «замах» на нечто, напоминающее «политику Рузвельта». Но сколько раньше было таких замахов?
- Президент обратил внимание на необходимость создания независимости России от производства вакцин, развитии фармацевтики, производства в том числе, на своем оборудовании, развития инновационных технологий и новых решений в здравоохранении, энергетике, в том числе неатомной. В современных реалиях это просто популизм. Россия остается малозаметным участником глобального рынка передовых производственных технологий и, более того, рискует «отстать навсегда» от технологических лидеров. В последние годы свыше одной трети импортных поставок продукции с перспективными производственными технологиями в Россию пришлось на лекарства и медицинское оборудование. Российский фармацевтический сектор в основном ориентирован на производство дженериков и ввоз оригинальных препаратов. Более 80% российских препаратов производится с применением импортных субстанций. За 2016-2019 гг. импорт субстанций вырос в 2,3 раза в долл. США и в полтора раза в объемах. Стратегия импортозамещения пока не принесла существенных результатов. Большинство использующихся в российской фармацевтической отрасли субстанций производится в Китае (51,7%) и Индии (26%). На отечественное сырье и субстанции из Европы приходится 22,3% поставок. Проблемы с поставками наблюдались в пандемию. При этом, остается очень низкой инновационная активность компаний: ее уровень для России оценивается в 15%, по сравнению с 27% в Болгарии, 42% в Чехии, 51% в Турции и 65% в США;
- Кроме того, заявлено о будущем вложении существенных средств в науку и высокие технологии, а также в систему образования, включая педагогические вузы. Более того, В. Путин указал на важность патриотического воспитания и на недопустимость фальсификации истории. Всё это практически полностью соответствует программе КПРФ;
- Вместе с тем, президент забыл про справедливость. В 2012 г. Президент декларировал нравственные идеалы и социальную справедливость, в 2016 г. Послание было пронизано идеей поддержки справедливости в различных отраслях жизни общества (во внутренней политике, при решении вопроса о самозанятых). В 2018 г. тема справедливости поднималась Президентом в связи с налаживанием адресной социальной помощи, системы здравоохранения и развитием образования, в 2019 г. Президент подчеркнул важность недопущения неуважения и несправедливости в обществе, необходимость справедливой индексации пенсий. В 2020 году Президент вновь обратился к теме справедливости в связи с поддержкой и развитием системы здравоохранения (как было в 2018 г) и с темой улучшения судебной системы. А вот в 2021 году тема справедливости была упомянута только при обсуждении распределения инфраструктурных кредитов для регионов
- Про политические реформы в 2021 году – ни слова. В 2016 году перед выборами в Госдуму В.В.Путин говорил, что «нужно работать вместе, дружно и в единстве». А также то, что «особая ответственность стоит перед партией ЕР». Ныне же повторились близкие формулировки. О партиях президент упомянул несколько раз. Он поблагодарил все парламентские фракции поддержавшие закон о налоге на сверхдоходы. Несколько раз глава государства объявил благодарность партии «ЕР» (программа газификации и прочее). Также о партиях Путин упомянул при обсуждении предстоящих выборов. Он надеется, что настрой на конкурентную политическую борьбу сохранится.
Про новые партии не сказано ни слова; - В сфере внешней политики абстрактно «сильная риторика», но почти ничего конкретного, кроме осуждения попытки переворота в Белоруссии. И интересная оговорка, в которой организацию ОДБК президент попытался назвать «Варшавским договором».
- В отношении «коллективного Запада» В. Путин вышел на новый уровень жёсткости и обвинил бывших «партнеров» в подготовке госпереворота в Белоруссии и убийства А. Лукашенко, а также в дестабилизации ситуации в РФ. Фразы о том, что «они перешли все границы» и о «Шерхане, вокруг которого ходят шакалы», – очевидно являются достаточно радикальными, а также служат косвенным ответом на заявление Д. Байдена об «убийце»;
- Важно и то, что В. Путин указал на существование «красных черт (линий)» в отношении Москвы. И что именно Россия будет определять эти «красные черты». Такой подход явно указывает на решимость Кремля отказаться от «почётной капитуляции»;
- Вместе с тем, ожидаемые громкие заявления и решения в Послании не прозвучали. Судя по всему, произошло нечто, что заставило высшее политическое руководство России отказаться от тех или иных реальных действий, по крайней мере, на данный момент.
- Некоторые выводы
- Послание президента Федеральному Собранию оказалось «мирным» и даже «дежурным». С таким посланием можно было выступать и в январе. И не понятно зачем его откладывали. Ожидания от послания оказались явно переоцененными.
- Навязчивые слухи о «вводе войск в Украину», очевидно, послужили Кремлю поводом привлечь общественное внимание к посланию. Таким образом, увязка послания с запущенной и болезненной внешнеполитической проблемой позволила пиарщикам Кремля актуализировать самую сильную грань медийного образа Путина – образ «сильной руки». Само же послание дало возможность «выдохнуть»: войны не будет. Но «броня крепка и танки наши быстры».
- В целом, создается впечатление, что текст Послания был переделан в последний момент, и президент просто вынужден был выступать с дежурным набором фраз, а само выступление получилось скомканным. На наш взгляд, основное чувство, возникающее после выступление президента: недоумение. Было сказано много правильных фраз, но в Послании отсутствует внутренняя целостность;
- В любом случае теперь понятно: ожидание Послания затянулось, устали гадать, но все-таки ждали бодрого, энергичного, «мобилизационного» Послания. Но…Успехи в борьбе с ковидом должны были логично трансформироваться в успехи в «мирной жизни» и мощный «гипер-кулак» на любом возможном фронте. Вместо этого – вялый президент, речь сказочника («ручейком шумит»), обилие различных цифр и обещаний, в которых легко запутаться, раздача денег, увеличение пособий. Но НИЧЕГО ГРАНДИОЗНОГО!
- Еще раз: никакой энергетики в речи мы не услышали, никаких «мемов» в народ не пошло, ничего «грандиозного» как обещала Матвиенко не случилось. Ну разве что – грандиозный пшик …
- И, наконец, не ясно, зачем В. Матвиенко заявляла о внеочередном заседании СФ РФ. Отсюда вновь следует вывод: «под ковром» произошло нечто, заставившее власть «скомкать» Послание и фактически его выхолостить;
- КПРФ, на наш взгляд, важно напомнить, что все созидательные заявления В. Путина соответствуют программе КПРФ. Вопрос в том – будут ли они воплощаться в жизнь.
- От Послания сложилось впечатление предвыборной речи действующего президента, идущего на повторные выборы. Не встанет ли он все-таки во главе списка ЕР? Мощный разворот в сторону внутренней проблематики выглядит ответом на критику оппозиции (КПРФ, в первую очередь) и попыткой перехвата проблемной повестки. Но эта попытка явно не очень убедительна.
Подготовили·:
Центр исследований политической культуры России
Отдела ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний
Сергей Обухов, член Президиума, секретарь ЦК КПРФ
Алексей Богачев, Елена Шабарова, кандидат политических наук, Николай Волков, кандидат физико-математических наук, Александр Михальчук, Наталья Фокина, Иван Апостолевский, Сергей Елагин, Денис Стрелков, Анна Гавалова, сотрудники Отдела ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний, Денис Буланов, гл. редактор газеты «Коммунист — век 20-21»
Отв. за выпуск: С.П. Обухов, доктор политических наук