Электоральные перспективы КПРФ в борьбе за оппозиционного избирателя: тенденции последних лет, их трансформация. Выдержки из доклада ЦИПКР

Пенсионное ограбление граждан в 2018 году, неожиданные для власти успехи КПРФ на губернаторских выборах, а также городские протесты 2019 года впервые за последнее десятилетие позволили КПРФ заручиться поддержкой новых слоев избирателей. Более того, даже буржуазные эксперты заговорили о возрождении электорального «красного пояса», а мы в КПРФ отметили расширение зон победного влияния Компартии на региональном и муниципальном уровнях

Общероссийское голосование 2020 года в условиях пандемии по поправкам в Конституцию, где КПРФ выступила со своей альтернативой, еще больше повысило роль партии как единственной реальной альтернативы самодержавной, олигархической власти. Компартия оказалась единственной из парламентских партий, призвавшей голосовать против поправок президентского самодержавия. Да, 15 млн противников президентских поправок – это не только заслуга КПРФ. Но Компартия в июле 2020 года сделала серьезную заявку на объединение и лидерство в протестном электорате. Это тем более важно, что набирающий, согласно даже прорежимным опросам, электоральную силу прозападный, якобы протестный «проект Навальный» в ходе общероссийского голосования самоустранился от борьбы и призывал к бойкоту, играя на руку партии власти.

По результатам общероссийского голосования в июле КПРФ вновь захватила инициативу на оппозиционном фланге. Это заставило партию власти на региональных выборах 13 сентября 2020 года вложить ресурсы сопоставимые с вложениями в «Единую Россию» в проекты «новых партий» — от «Новых пенсионеров» до «За правду». Заметим, что одна из этих партий-муляжей – «Новые люди» – сумела не только мобилизовать 6-8% разочаровавшихся «Единой Россией» избирателей, но привлечь в этот свой новый электорате до половины голосовавших против президентских поправок в Конституцию.

Понятно, что до выборов Государственную Думу у рассерженного городского избирателя «Новых людей» есть время для понимания сути партий-обманок. Но это не отменяет необходимости работы КПРФ не только со своим ядерным электоратом, но и привлечения широких некоммунистических, нередко аполитичных, но протестно настроеных слоев избирателей.

А это можно сделать лишь через модификацию программного продукта партии, активизацию работы он-лайн — в соцсетях и в офф-лайн — протестных действиях. И, конечно же, постоянной демонстрации альтернативности и оппозиционности КПРФ разрушительному социально-экономическому курсу Путина и «Единой России».

Очевидно, что собирание протестного электората, голосовавшего против поправок в Конституцию вокруг КПРФ будет затруднительно, если КПРФ не выполнит своего обещания и не представит свой разработанный альтернативный проект общедемократической Конституции, закладывающий развитие страны в сторону подлинного народовластия, советизации и гарантий социальной справедливости.

Понятно, что работа с новыми слоями избирателей – это многогранный процесс. Он учитывает как общеполитические факторы, так и специфические интересы различных слоев нынешнего сложного и многообразного российского общества.

Да, от двух пятых до половины активных российских избирателей по опросам Центра исследований политической культуры России готовы проголосовать за КПРФ, если партия обновится, докажет свою полезность людям и объелинит вокруг себя широкий круг левопатриотических организаций. Понятно, что такого рода условия выдвигают во много чем-то обиженные на КПРФ избиратели. Напомним, что по тем же опросам ЦИПКР более 35% нынешних активных избирателей хоть раз в жизни, но голосовали за список КПРФ или кандидата партии. Полная мобилизация этого потенциала безусловно гарантировала бы победу КПРФ на парламентских выборах.

Однако, следует разбираться в причинах почему не удается мобилизоавть те или иные категории избирателей для голосования за КПРФ?

Например, сегодня в избирательном корпусе партии мужчин в 1,4 раза больше, чем женщин. Хотя в целом женщин-избирателей больше, чем  мужчин в 1,2 раза. Да и ходя они на выборы намного активнее. Понятно, что наше женское движение «ВЖС – «Надежда России» — важный проводник влияния партии в этой среде. Но как видим, дело не только в недостаточном освоении КПРФ специфической проблематики женского избирателя. Здесь важно попадание общей агитации партии в соответствии с женским менталитетом и запросами.

Широкое поле для трансформации предвыборной деятельности партии и расширения его влияния дают данные исследования по уровню поддержки КПРФ среди различных категорий занятых.

Например, по итогам выборов 11 сентября 2020 года КПРФ поддержало в полтора раза больше работающих пенсионеров, чем неработающих, которые остаются основной электоральной базой партии власти. Да и среди работающих пенсионеров, лишенных индексации пенсий поддержка КПРФ могла бы быть больше. Например, как у ЛДПР.

Уступает поддержка КПРФ уровню поддержки ЛДПР среди лиц, имеющих постоянную занятость. Здесь, кстати, рабочие составляют до половины.

Особо острая проблема поддержка КПРФ среди избирателей массовых профессий – продавцов, водителей, охранников, так называемых менеджеров, а проще говоря, специалистов-консултантов, уборщиков и разносчиков. Да, среди специалистов высокого и среднего уровня, квалифицированных работников у КПРФ весомая поддержка. Но среди представителей массовых профессий нам предстоит перестраивать свою работу. Касается это и многомиллионной армии работников образования и здравоохранения.

Более ориентированы, например, на ЛДПР, чем на КПРФ и избирателя, вынужденно трудящиеся по временным контрактам, перебивающиеся случайными заработками, а также самозанятые и безработные. Заметим, что вопреки официальной статистике реально безработными себя считают до 13% активных избирателей.

Отметим, что весьма различна и возрастная дифференциация избирателей КПРФ. Здесь например, повышенная поддержка Компартии среди самых молодых граждан – 18-24 лет, что выливается, например, в сопоставимый уровень поддержки с «ЕР» среди учащихся и студентов.

Также заметна повышенная поддержка КПРФ среди самых работоспособных слоев населения – 45-64 лет. А вот среди пенсионеров 65-79 лет доминирует поддержка «ЕР». И только в группе возрастных ветеранов труда увеличивается прослойка сторонников Компартии.

Как видим, без учета специфики различных групп избирателей, одной только общеполитической и общеэкономической программами КПРФ не удастся расширить электоральную поддержку до уровня, необходимого для победы на парламентских выборах.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *