Доктор политических наук Сергей Обухов в социальных медиа прокомментировал вчерашнее обращение президента Путина, которое уже назвали «вторым посланием» после обращения 15 января 2020 года. Заметим, что новое обращение Путин сделал как раз в 20-ю годовщину своего первого избрания на пост президента в 2000 году.
1. «Вечный», согласно подписанному им закону о «поправке в Конституцию», президент Путин с вечно неизменным за 20 лет правления обликом, как портрет Дориана Грея, рассказал стране про коронавирус и россыпь экономических мер.
Очевидно, что этим обращением к гражданам РФ президент сумел перехватить и замкнуть на себя «антикороновирусную» повестку, которую перетягивали на себя уже все кому не лень в его окружении – от прозападных либералов до охранителей, от олигархов до разных дворцовых кланов. Не мог Путин и молчать на фоне содержательных предложений «левых» и КПРФ, в целом. Да, президент показал, хоть и несколько запоздало, «кто в доме хозяин».
Кстати, поездкой в Коммунарку и внеочередным посланием Путин ответил своим конкурирующим «башням», включая кураторов ряда сеток в соцмедиа и прозападных либеральных движений, заявлявшим «президент сбежал на Валдай!».
2. При этом действия мэра Москвы С. Собянина стали сильно напоминать «фальстарт», а в обращении президента были, судя по всеобщему мнению экспертов, использованы «наработки» политических конкурентов клана С. Собянина. Ясное дело, прокремлевский пул экспертов бросился комментировать и хвалить главу государства посильнее, чем вчера Собянина, увлекшего «гаранта» в коронавирусную Коммунарку. Да, все, кто еще вчера объявлял Собянина вице-президентом и «наследником» сегодня оказались посрамлены – чрезвычайные козыри столичного мэра оказались биты. Однако Путин в определенной степени продемонстрировал и «равноудаленность» от различных «центров силы».
3. Фактически В. Путин обратился впрямую к народу, а не к «элитам», что от президента ждали еще со времен «крымской весны». И даже обозначил свою армию борьбы с «ужасом смерти» – врачей, фельдшеров, медсестер (не поленился перечислить все группы). Одновременно объявил о долгожданных, хотя и явно недостаточных мерах по ограничению вывода капиталов из РФ и «всевластия банкиров» («жирных котов»). Вроде бы, хотя и во многом декларативно, выступил против интересов финансово-спекулятивного и офшорного капитала. Заодно оказалась раскрыта и процентная ставка (2%), под которую на протяжении десятилетий под прикрытием межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения из России был вывезен, как минимум, триллион долларов (по расчетам академика Глазьева);
4. Следует особо отметить, что выступление президента стало «антистрессовым», и фактически превратилось во внеочередное Послание к нации, причем президент сделал заявку на «победу над ужасом смерти». И, в случае успеха образ В. Путина может «напитаться» энергией, сопоставимой с энергией «победы над чеченским терроризмом». В противном же случае последствия могут быть весьма непредсказуемыми и разрушительны;
5. При этом еще раз отметим, что перенос «общенародного голосования» — это крайне вынужденный для В. Путина шаг. Публичные обвинения Собянина, который вышел на всероссийскую «авансцену» с фактически прямой критикой правительства М. Мишустина за якобы недостоверные данные по ситуации с распространением короновируса, это признание реальности. Со среды Москва вступила в погодную полосу, наиболее благоприятную для распространения коронавируса (+5 — +11). Пандемическая статистика свидетельствует, что ежедневный прирост заболеваний теперь выходит в Москве на плато +35% в сутки и это теперь разносится в регионы. Проводить в таких условиях «общероссийское голосование» -это превратиться уже не «во вторую Италию», а во «второй Иран», который провел в условиях эпидемии парламентские выборы и получил небывалую вспышку зараженных. Да, уход от придуманного им самим голосования 22 апреля – это серьезный риск для Путина, даже если не будет появления новых «черных лебедей». Но здесь президент выбирал для себя между плохим и очень плохим решением. Для общества, конечно, это правильное решение. И КПРФ, настаивавшая на таком решении, также позитивно его оценивает.
6. Также Путин «пошел наперекор» волне «мировой истерии», на данный момент отказавшись от введения в России жёсткого карантина, что является неординарным шагом и одновременно сопряжено с обозначенными выше рисками. Можно, конечно, смеяться: власть поступила в своих традициях переименования сущностей: не взрыв, а «хлопок», не ЧС и ЧП, а «путинские выходные». Хотя стоит посмотреть за дальнейшими правительственными решениями, которые вполне могут превратить установку «доброго царя» на выходные в это самое ЧС и ЧП от «злых бояр» по факту.
7. Интересны некоторые нюансы. Обращение-послание Путина переносилось на ТВ с 15.00 на 15.30, затем на 16.00, потом на 16.30. Судя по разъяснениям, это, видимо, должно было символизировать не привычные задержки президента, а драматическую борьбу с олигархами в его ближнем круге, протестующими против объявления мер против отечественной оффшорной аристократии. «Ротенберги», «ковальчуки» и прочие «дерипаски», видимо, хотели снизить повышение ставки на вывод награбленного в офшоры?
И вот нам рисуют: президент их победил, судя по запоздалому выходу в эфир, а «близкоприближенные» олигархи, наверное, рыдали над своими листками с правками процентной ставки налога, которые не удалось всучить перед телеэкраном главе государства? Во всяком случае так представляется вся эта версия о задержке телеэфира из-за аппаратной борьбы с поправками олигархов в обращение Путина.
8. Таким образом, можно сделать вывод о том, что своим достаточно резким шагом В. Путин поставил «на кон» многое, чего, скорее всего, хотел до последнего избежать. В среднесрочной перспективе обозначенные им векторы могут привести как к левоцентристскому повороту, так и к установлению того или иного варианта диктатуры или бунта «спекулятивного капитала».
9. При этом в краткосрочной перспективе эти два сценария также способны проявить себя в любой момент. Следим и за армейскими учениями по «отработке операций по борьбе с коронавирусом. И за свежими сообщения про ввод в Москву частей Росгвардии и пр. Все эти события могут быть интерпретированы и развернуты самым разным образом…;
10. Любопытны попытки ассоциировать Путина с некоторыми историческими персонажами. Ясно, что пиар-стратегию, направленную на повышение ослабевающего рейтинга Путина в обращении отметили многие.
Отдельно замечу, что, хотя Катя Винокурова (@ekvinokurova) из RT и СПЧ в восторге обозвала полковника Владимира Владимировича Путина новым «генералом де Голлем», думаю, что рановато. В отличие от французского Шарля де Голля наш Владимир Путин свой конституционный референдум не проиграл, а просто его перенес. И, думаю, навсегда. Скоро мы о нем забудем, так как для вступления в силу поправок о «вечности» и «обнулении сроков» никакого референдума по действующей Конституции не надо, а «коронавирус» позволяет «обнулять» не только эрзац-референдумы и конституционные сроки…
11. Антиглобалист из «СР» Кагарлицкий @kagarlitsky сердито пенял кремлевским пиарщикам, что у них не получится сделать из Путина нового Рузвельта. Ну, во-первых, кое в чем получилось. Владимир Владимирович, которому сегодня 20 лет с момента избрания в 2000 году, уже перещеголял Рузвельта по количеству президентских сроков. А во-вторых, еще все впереди: и новая великая депрессия, судя по прогнозам МВФ, и новый дивный мир пост-коронавируса, обнуляющий устои общества потребления и якобы демократии. Здесь можно стать и реформатором Рузвельтом и бесславным Гувером.
И теперь про реакцию на обращение В. Путина левопатриотической оппозиции
- Реагируя на вчерашнее обращение президента к нации, лидер левопатриотической оппозиции Геннадий Зюганов справедливо заметил, что «сама жизнь поставила жирный крест на проводимой ранее социально-экономической политике».
- Зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин не менее справедливо иронизировал, что без коронавируса запустить деофшоризацию экономики у Путина не получалось.
- А депутат Госдумы Ольга Алимова напомнила о гораздо более радикальных предложениях КПРФ, которые были оглашены в Думе еще 19 марта и полностью принять которые Путин так и не решился.
- Прав левый публицист Павел Пряников: да путинские социально-экономические меры шаг в правильном направлении. Хотя вспомнить Трампа, то он раздает по 1200 долларов (это почти 100 тыс. руб). В Бельгии (по ВВП по паритету покупательной способности она как Москва) помощь от 1550 евро, в Англии – 80% от заработка (не выше 2500 фунтов). Исходя из того, что наш подушевой ВВП в 4-5 раз меньше, то власти могли бы выплачивать по 300-350 евро (25-30 тыс. в месяц), а не по 5 или даже 12 тыс. Но хоть пусть по поговорке «с драной овцы хоть клок шерсти». В прошлые кризисы Путин накачивал только банки и офшорников на триллионы рублей, а населению почти ничего не перепадало из антикризисных мер.
- Да, многие меры Путина – из левой повестки. Но решится ли он на поворот в сторону левоцентристской политики в духе правительства Примакова-Маслюкова?Не очевидно.
- По моему впечатлению, Путин явно не желает быть ни отставником де Голлем, ни парализованным Рузвельтом, ни наследником политики Примакова-Маслюкова. Он в обращении был верен себе, эклектичному, хаотичному, ситуативно эффективному, но стратегически невнятному. И остается в логике действий, что сформировали у него боевое детство в питерской подворотне и последующая работа в спецслужбах.
Ведь политический процесс в современной России – это не про политику, а про спецоперации и самосохранение у власти. Как говаривал мне когда-то один ныне покойный демиург региональной политики с Кубани – «Пока мы у власти – все в нашей власти».
И все указанные подходы еще раз подтвердил президент своим коронавирусным обращением к нации.