Представляем доклад ЦИПКР по итогам мониторингового Всероссийского экспресс–опроса общественного мнения, посвященного анализу восприятия поправок в Конституцию от Президента и КПРФ.
Центр исследований политической культуры совместно с Отделом ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний, а также Отделом информационных технологий провели в марте 2020 года Всероссийский экспресс–опрос населения.
В ходе исследования замерено восприятие поправок в Конституцию от президента и КПРФ, готовности граждан участвовать в конституционном голосовании 22 апреля 2020 года.
Также рассмотрена реакция граждан на возможную модель действий КПРФ в связи с принятием президентских поправок в Конституцию.
Метод опроса:
Опрос ЦИПКР–07-03/2020 – роботизированные телефонные интервью. Выборка репрезентативная, случайная, квотированная по половозрастной структуре и урбаностратам. Погрешность не превышает 3,5%.
Телефонные интервью проводились на основании случайной выборки стационарных и мобильных номеров, построенной на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории Российской Федерации.
Опрошены респонденты из 82 субъектов РФ, 70 крупных и малых городов, 198 поселений. Отобрано 1500 полных и валидных анкет, соответствующих доле урбанострат и половозрастной структуре населения РФ.
Период проведения опросов: 5-7 марта 2020 г.
I. Осведомленность граждан в сути правки Конституции
Для понимания степени вовлеченности граждан в процесс обсуждения конституционных трансформаций респондентам был задан вопрос об осведомленности в сути президентских правок Конституции (табл. 1).
Таблица 1.
Вы знаете, какие основные изменения предполагает Президент внести в Конституцию?
Мнение | В проц. | В т.ч. среди избирателей парламентских партий | |||
ЕР | КПРФ | ЛДПР | СР | ||
1.Да | 37 | 39 | 35 | 32 | 29 |
2.Нет, не в курсе | 29 | 24 | 33 | 42 | 28 |
3.Что-то слышал | 33 | 36 | 28 | 26 | 42 |
4.Иное/Без ответа | 1 | 1 | 4 | 0 | 1 |
п.1+п.3 | 70 | 75 | 63 | 58 | 71 |
Соотношение (п.1+п.3) : п.2 | 2,4:1 | 3:1 | 2:1 | 1,4:1 | 2,4:1 |
Как видим, 70 проц. граждан в той или иной степени осведомлены о конституционных поправках Путина. Причем, уверенное «да» говорят лишь 37 проц. Не в курсе конституционных трансформаций – почти треть респондентов (29 проц.). Соотношение «осведомленных» к «неосведомленным» — 2,4:1 в пользу осведомленных.
Если анализировать электораты парламентских партий, то наивысшее соотношение «осведомленных» к «неосведомленным» у сторонников «Единой России» — 3:1. Хуже всего – у сторонников ЛДПР — 1,4:1. В электорате КПРФ на одного «неосведомленного» приходится два «осведомленных», а среди сторонников «Справедливой России» показатели такие же, как и в целом по избирательному корпусу.
Заметим, опубликованные методички для региональных властей требуют от них уровень осведомленности в 90 проц. Как видим, граждане еще не дотягивают для высоких стандартов, сформулированных политадминистраторами партии власти.
В ходе исследования было прозондировано понимание гражданами сути президентских поправок в Конституцию. Респондентам было предложено оценить три версии цели конституционной трансформации: сохранение власти Путина, усиление социальных гарантий гражданам и обе версии в одном флаконе (табл. 2).
Таблица 2.
Часто можно услышать мнение, что социальные поправки Путина в Конституцию – это лишь прикрытие для дальнейшего сохранения Путина во власти. Ваше мнение?
Мнение | В проц. | В т.ч. среди избирателей парламентских партий | |||
ЕР | КПРФ | ЛДПР | СР | ||
1, Для усиления социальных гарантий людям | 31 | 51 | 26 | 24 | 31 |
2, В интересах сохранения власти Путина | 23 | 8 | 34 | 21 | 23 |
3, И то, и другое | 34 | 32 | 30 | 47 | 41 |
4. Не знаю/затрудняюсь/ Иное | 12 | 9 | 10 | 8 | 5 |
Как видно, почти треть граждан свято верит, что правки Конституции затеяны ради усиления социальных гарантий гражданам. Больше всего таких оптимистов в электорате «Единой России» (51 проц.). А меньше всего верят в благие намерения партии власти избиратели КПРФ и ЛДПР (26 и 24 проц., соответственно).
А вот подоплеку в виде стремления усилить личную власть Путина в конституционных поправках усматривает каждый четвертый избиратель. Причем, более всего таких в электорате КПРФ (34 проц.). Менее всего – среди избирателей «Единой России» (8 проц.).
Ну и еще треть избирателей (34 проц.) видит оба мотива в конституционных поправках Президента: и социальную направленность, и личную заинтересованность Путина укрепить свою президентскую власть.
II. Возможен ли «казус де Голля» на российском конституционном референдуме?
В ходе исследования, респонденты ответили на традиционный вопрос о намерении участвовать во всенародном голосовании по правке Конституции.
Понятно, что в условиях, когда на вопросы интервьюера соглашаются отвечать преимущественно политические активные граждане, а те, кто традиционно не ходят на участки в опросах отказываются участвовать, следует к результатам исследования вводить поправочные эмпирические коэффициенты. Но, сначала полученные данные (табл. 3).
Таблица 3.
На 22 апреля назначено общероссийское голосование по поправкам в Конституцию, Вы намерены участвовать в голосовании?
Мнение | В проц. | В т.ч. среди избирателей парламентских партий | |||
ЕР | КПРФ | ЛДПР | СР | ||
Да | 59 | 72 | 49 | 54 | 45 |
Нет | 12 | 5 | 13 | 19 | 24 |
Пока не решил | 27 | 21 | 32 | 27 | 31 |
Иное | 2 | 2 | 6 | 0 | 0 |
Декларируют готовность прийти на всенародное голосование 59 проц. респондентов. Среди избирателей КПРФ и «Справедливой России» таких менее половины (49 и 45 проц., соответственно). Самый активный избиратель у Единой России. Здесь 72 проц. сторонников готовы придти к урнам 22 апреля года. Более половины избирателей ЛДПР также лояльно относятся к участию во всенародном голосовании.
Учитывая традиционный поправочный коэффициент 0,55-0,6 к декларациям о явке в ходе опросов ЦИПКР при сопоставлении с реальными результатами, можно предположить нынешней уровень готовности к явке на референдум на уровне 32-35 проц. «твердо решивших» участников.
Как оказалось, для респондентов довольно неожиданной оказалась ситуация, что им придется голосовать комплексно сразу по всем поправкам «да» или «нет». Видимо, этим объясняется такая огромная доля неопределившихся (табл. 4).
«Да» на всенародном голосовании готовы пока сказать лишь 29 проц. от всех избирателей (53 проц. сторонников «ЕР», лишь 18 проц. избирателей КПРФ и по 23 проц. сторонников ЛДПР и «Справедливой России»).
Таблица 4.
На общероссийском голосовании нужно будет проголосовать либо «Да», либо «Нет» в целом по всем поправкам, Как Вы проголосуете?
Мнение | От всех опрошенных | От намеренных голосовать | В т.ч. среди избирателей парламентских партий (в проц. от всех опрошенных) | |||
В проц. | В проц. | ЕР | КПРФ | ЛДПР | СР | |
«Да» | 29 | 42 | 53 | 18 | 23 | 23 |
«Нет» | 17 | 13 | 2 | 22 | 13 | 19 |
Пока не решил | 52 | 45 | 42 | 59 | 63 | 56 |
На выборы не хожу/ Иное | 2 | — | 3 | 1 | 1 | 2 |
Отметим, что от определившихся с участием в голосовании «Да» конституционным изменениям твердо готовы сказать лишь две пятых избирателей. Почти половина – не определились.
Понятно, что впереди более месяца агитации, на которую выделен 1 млрд руб. Но общая ситуация для политадминистраторов партии власти явно не простая.
В таких условиях вполне возможно обсуждение вероятности варианта французского конституционного референдума 1969 года или «казуса де Голля», когда национальный герой Франции генерал де Голль был вынужден уйти в отставку после провала голосования по, в общем-то, не самым животрепещущим для нации проблемам – формированию регионов и реформированию сената.
Напомним, что в январском мониторинговом опросе граждан спросили об их оценке намерений президента Путина изменить Основной закон (табл. 5).
Таблица 5
Президент внес в Госдуму масштабные поправки в Конституцию. Как Вы оцениваете их? Опрос за январь, 2020 г.
Мнение | В проц. | Справочно:
Сторонники КПРФ |
Положительная оценка | 48 | 45 |
Нейтральная оценка, равнодушие | 22 | 27 |
Негативная оценка | 18 | 23 |
Ничего не слышал об этом/ Недостаточно знаю/ Затрудняюсь ответить/ Иное | 12 | 5 |
И это намерение было почти половиной респондентов тогда оценено положительно. А вот, когда обозначились уже конкретные поправки, то граждане впали в неопределенность. Лишь четверть-треть готовы сказать сразу президенту «Да». Эта ситуация должна тревожить политических администраторов партии власти.
Как видим, в январском и мартовском опросах, доля граждан, негативно относящихся к президентским конституционным инициативам стабильна – 17-18 проц. А вот избиратель, склонный поддержать инициированные Путиным правки (более 48% опрошенных), в феврале лишь на две трети заявил о готовности сказать «Да». И это явно не более половины избирателей, необходимых для поддержки предложений на полноценном конституционном референдуме. Вообще, дезориентация даже лояльного Путину избирателя – это значимый симптом, свидетельствующий об отсутствии общественной мобилизации за президентские конституционные поправки.
III. Осведомленность о конституционных предложениях КПРФ и уровень поддержки конституционных поправок Компартии
Активные граждане внимательно следят за деятельностью и позицией КПРФ на фоне обсуждаемых конституционных изменений.
В ходе исследования был замерен масштаб влияния на общественное мнение кампании КПРФ по продвижению своих поправок в Конституцию (табл.6).
Таблица 6
Знаете ли Вы об альтернативных поправках в Конституцию, которые предлагает партия КПРФ?
Мнение | В проц. | В т.ч. среди избирателей парламентских партий | |||
ЕР | КПРФ | ЛДПР | СР | ||
1.Да | 10 | 6 | 26 | 7 | 5 |
2.Нет, не в курсе | 82 | 84 | 66 | 91 | 90 |
3.Что-то слышал | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 |
4.Иное/Без ответа | 5 | 6 | 3 | 1 | 3 |
Общая осведомленность
п.1+п.3 |
13 | 10 | 31 | 8 | 8 |
Как видно, каждый третий избиратель КПРФ в курсе или что-то слышал о поправках КПРФ. Среди всех избирателей таких лишь 13 проц. Менее всего осведомлены избиратели ЛДПР и СР – по 8 проц. У сторонников ЕР осведомленность 10 проц.
Если сравнивать осведомленность по президентским конституционным поправкам и поправкам КПРФ, то здесь колоссальный разрыв в мощи и эффективности пропагандистского аппарата (гр. 1).
График 1.
Сравнение общей осведомленности граждан по президентским поправкам в Конституцию и поправкам КПРФ
Справедливости ради, следует отметить, что показатель осведомленности по поправкам КПРФ соответствует ресурсам, вложенным в эту кампанию. Более того, он даже говорит о более эффективной работе. Во-первых, тираж спецвыпуска «Правды» и региональных партийных газет – на треть меньше обычного. Во-вторых, сама по себе конституционная тема, разогреваемая властями, активизирует сторонников КПРФ и оппозиции.
Для сравнения, приведем данные опроса ЦИПКР на финише президентской кампании 2018 года об осведомленности о программах кандидатов (табл. 7).
Таблица 7
Вы что-нибудь слышали про программы кандидатов в президенты?
Вариант ответа | Грудинина | Жириновского | Путина | Собчак |
1.Знаю, знакомился с программой | 22 | 23 | 43 | 11 |
2.Что-то слышал | 19 | 35 | 19 | 20 |
3.Ничего не слышал | 51 | 33 | 34 | 50 |
4.Не интересует | 8 | 8 | 3 | 17 |
5. Затрудняюсь ответить/Иное | 0 | 0 | 2 | 2 |
Общая осведомленность
п.1+п.2 |
41 | 58 | 62 | 33 |
Источник: ОРП-ЦИПКР-26022018 от 24-26.02.2018. 1500 респондентов из 128 населённых пунктов (79 крупных и малых городов, 49 сельских поселений). 60 субъектов РФ.
Как видим, на финише избирательной кампании Грудинина, когда КПРФ выпустила агитпродукции объемом в 100 млн. экз. осведомленность граждан о программе кандидата КПРФ была лишь в три раза выше – 41 проц. в 2018 году против 13 проц. по поправкам в Конституцию в 2020 году.
Представляет интерес степень одобрения гражданами ключевых конституционных предложений КПРФ (табл. 8).
Таблица 8
Поддерживаете ли Вы конституционную поправку КПРФ о..?
Мнение | Гарантировании гражданам доли в природных богатствах страны | Возвращении пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 для мужчин | Государствообразующей роли русского народа |
Да | 77 | 83 | 68 |
Нет | 15 | 12 | 15 |
Не знаю/затрудняюсь | 4 | 2 | 11 |
Иное | 3 | 2 | 6 |
Как видим, самой поддерживаемой поправкой от КПРФ является требование возврата советских возрастных пределов пенсионного возраста (83 проц.), далее – гарантирование общенародного достояния природных богатств и доли от них каждому гражданину (77 проц.), а затем – закрепление государствообразующей роли русского народа (68 проц.). Поддержка каждой позиции на очень высоком уровне -70-80 проц. избирателей.
Учитывая, что в представленной КПРФ формулировке поправки не приняты, то продолжение пропагандисткой кампании КПРФ по данным вопросам имеет большой электоральный потенциал.
IV. Возможная тактика конституционных действий КПРФ и электоральные перспективы партии
В ходе исследования респондентам, которые в большинстве сами затрудняются и не определились по голосованию по президентским поправкам, было предложено оценить возможную тактику действий КПРФ в ходе дальнейших конституционных трансформаций (табл. 9).
Таблица 9
Если власть не примет ключевые конституционные поправки КПРФ, то к каким действий должны призвать своих избирателей коммунисты?
Мнение | В проц. | В т.ч. среди избирателей парламентских партий | |||
ЕР | КПРФ | ЛДПР | СР | ||
1.Все-равно голосовать «за» президентские поправки | 27 | 44 | 21 | 23 | 24 |
2.Голосовать «против» | 12 | 3 | 27 | 17 | 6 |
3.КПРФ должна бойкотировать голосование | 10 | 2 | 16 | 17 | 12 |
4.Это дело КПРФ, мне все-равно | 32 | 28 | 16 | 32 | 48 |
5.Не знаю, затрудняюсь | 19 | 23 | 20 | 11 | 10 |
Общий уровень протестности
п.2+п.3 |
22 | 5 | 43 | 34 | 18 |
Соотношение поддержки и протестности
п.1 / (п.2+п.3) |
27 : 22 | 44 : 5 | 21 : 43 | 23 : 34 | 24 : 18 |
Как видно, в целом по избирательному корпусу соотношение «лоялистских» и протестных рекомендаций КПРФ по тактике действий примерно близко — 27 : 22.
А вот в электорате КПРФ картина прямо противоположная. Здесь сторонников протестных действий в два раза больше, чем «лоялистов» Путина – 21 : 43.
Заметим, что месяц назад в электорате КПРФ доля «протестников» по итогам первого чтения за поправки Конституцию составляла лишь 15 проц. (сейчас 43 проц.), т.е. налицо рост в три раза.
Похожая картина с протестными рекомендациями для КПРФ в электорате ЛДПР – здесь «лоялистов» намного меньше, чем «протестников» – 23 : 34.
Особо электорат «Единой России» – здесь соотношение в пользу «лоялистов» – 44 : 5. В электорате «Справедливой России» таких почти поровну – 24 : 18.
Очевидно, что протестная позиция КПРФ вполне может притянуть симпатии к КПРФ значительной части электората ЛДПР и даже часть сторонников «Справедливой России».
Ну, и, наконец, разберемся, как конституционные дебаты отразились на уровне поддержки КПРФ населением?
На вопрос о том, за кого бы они проголосовали, если бы выборы в ГД состоялись сейчас, респонденты ответили (табл. 10).
Таблица 10
Если бы завтра прошли выборы в Государственную Думу, то за список какой партии Вы бы проголосовали, ?
Мнение | март.20 | янв.20 | янв-окт19** | Июн19* | Мар19* | сен.18 |
Единая Россия | 34 | 32 | 35 | 37 | 37 | 33 |
КПРФ | 16 | 14 | 17 | 15 | 13 | 18 |
ЛДПР | 10 | 10 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Справедливая Россия | 5 | 6 | 5 | 5 | 3 | 5 |
Яблоко | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Патриоты России | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Коммунисты России | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
За «партию Навального» | 6 | 6 | — | — | — | — |
Другая партия | 10 | 7 | 6 | 6 | 8 | 10 |
Не решил, не определился | 7 | 10 | 12 | 12 | 12 | 8 |
Против всех/Испорчу бюллетень/ На выборы не пойду/ Иное | 7 | 12 | 12 | 12 | 13 | 10 |
*весной и летом 2019 г. опрос проводился в 12 регионах, где в ЕДГ избирали парламенты
**в октябре 2019 были обобщенные данные по опросам 20 тыс. респондентов в 26 регионах
За месяц конституционных дискуссий выросли рейтинги КПРФ и «ЕР». Соответственно, до 34 и 16 проц. Рейтинг ЛДПР стабильный – на уровне 10 проц., а показатели «СР» слегка ухудшились до 5 проц.
С пика пенсионных протестов в 2018 году рейтинг КПРФ несколько упал с 18 до 16. Громко продолжают заявлять о себе сторонники Навального – рейтинг его условной партии превосходит цифры «СР» и достигает 6 проц. общественной поддержки.
Растет доля сторонников непонятной «другой партии» – с 7 до 10 проц.
Таким образом, доля недовольных нынешними парламентскими партиями выросла за месяц с 13 до 16 проц. Это сопоставимо с нынешним уровнем поддержки КПРФ.
Заметим, что доля неопределившихся в настоящем опросе, благодаря введению вариантов «за партию Навального» и «другую партию» снизилась с 10 до 7 проц.
V. Некоторые общеполитические выводы в связи с исследованием
- До 70 проц. граждан в той или иной степени осведомлены о конституционных поправках Путина. Причем, уверенное «да» говорят лишь 37 проц. Не в курсе конституционных трансформаций – почти треть респондентов (29 проц.). Соотношение «осведомленных» к «неосведомленным» — 2,4:1 в пользу осведомленных. Наивысшее соотношение «осведомленных» к «неосведомленным» у сторонников «Единой России» — 3:1. Хуже всего – у сторонников ЛДПР — 1,4:1. В электорате КПРФ на одного «неосведомленного» приходится два «осведомленных», а среди сторонников «Справедливой России» показатели такие же, как и в целом по избирательному корпусу. Как видим, граждане еще не дотягивают для высоких стандартов осведомленности, сформулированных политадминистраторами партии власти.
- Понимание гражданами сути президентских поправок в Конституцию – противоречиво. Почти треть граждан свято верит, что правки Конституции затеяны ради усиления социальных гарантий гражданам. Больше всего таких оптимистов в электорате «Единой России» (51 проц.). А меньше всего верят в благие намерения партии власти избиратели КПРФ и ЛДПР (26 и 24 проц., соответственно). Подоплеку в виде стремления усилить личную власть Путина в конституционных поправках усматривает каждый четвертый избиратель. Причем, более всего таких в электорате КПРФ (34 проц.). Еще треть избирателей (34 проц.) видит оба мотива в конституционных поправках Президента. Как видим, российское общество в оценке мотивов конституционных изменений распалось на три трети: «лоялистов», «протестников» и придерживающихся смешанных ориентаций.
- Можно предположить нынешней уровень готовности к явке на референдум на уровне 32-35 проц. твердых участников с потенциалом роста до 59 проц.
- Для респондентов довольно неожиданной оказалась ситуация, что им придется голосовать комплексно сразу по всем поправкам «да» или «нет». В итоге, «да» на всенародном голосовании готовы пока сказать лишь 29 проц. от всех избирателей (53 проц. сторонников «ЕР», лишь 18 проц. избирателей КПРФ и по 23 проц. сторонников ЛДПР и «Справедливой России». От определившихся с участием в голосовании «да» конституционным изменениям твердо готовы сказать лишь две пятых избирателей. Почти половина избирателей – не определились.
- В таких условиях вполне возможно обсуждение вероятности в России варианта событий как после французского конституционного референдума 1969 года или «казуса де Голля», когда национальный герой Франции генерал де Голль был вынужден уйти в отставку после провала голосования по, в общем-то, не самым животрепещущим для нации проблемам – формированию регионов и реформированию сената.
- В январском и мартовском опросах ЦИПКР, доля граждан, негативно относящихся к президентским конституционным инициативам стабильна – 17-18 проц. А вот избиратель, склонный поддержать инициированные Путиным правки (более 48% опрошенных), в феврале лишь на две трети заявил о готовности сказать «Да». И это явно не более половины избирателей, необходимых для поддержки предложений на полноценном конституционном референдуме. Вообще, дезориентация даже лояльного Путину избирателя – это значимый симптом, свидетельствующий об отсутствии общественной мобилизации за президентские конституционные поправки.
- В ходе исследования был замерен масштаб влияния на общественное мнение кампании КПРФ по продвижению своего варианта поправок в Конституцию. Он оказался адекватным вложенным пропагандистским ресурсам. Каждый третий избиратель КПРФ в курсе или что-то слышал о поправках КПРФ. Среди всех избирателей таких лишь 13 проц. Менее всего осведомлены избиратели ЛДПР и СР – по 8 проц. У сторонников ЕР осведомленность 10 проц. Если сравнивать осведомленность по президентским конституционным поправкам и поправкам КПРФ, то здесь колоссальный разрыв в мощи и эффективности пропагандистского аппарата.
- Степень одобрения гражданами ключевых конституционных предложений КПРФ – высокая. Самой поддерживаемой поправкой от КПРФ является требование возврата советских возрастных пределов пенсионного возраста (83 проц.), далее – гарантирование общенародного достояния природных богатств и доли от них каждому гражданину (77 проц.), а затем – закрепление государствообразующей роли русского народа (68 проц.). Поддержка каждой позиции на очень высоком уровне -70-80 проц. избирателей. Учитывая, что в представленной КПРФ формулировке поправки не приняты, то продолжение пропагандисткой кампании КПРФ по данным вопросам имеет большой электоральный потенциал.
- В ходе исследования гражданам было предложено оценить возможную тактику действий КПРФ в процессе дальнейших конституционных трансформаций. В целом, по избирательному корпусу соотношение «лоялистских» и протестных рекомендаций КПРФ по тактике действий примерно близко — 27 : 22. А вот в электорате КПРФ картина прямо противоположная. Здесь сторонников протестных действий в два раза больше, чем «лоялистов» Путина — 21 : 43. Еще месяц назад в электорате КПРФ доля «протестников» по итогам первого чтения за поправки Конституцию составляла лишь 15 проц. (сейчас 43 проц.), т.е. налицо рост в три раза. Анализ электоратов других партий показывает, что протестная позиция КПРФ вполне может притянуть симпатии к КПРФ значительной части электората ЛДПР и даже часть сторонников «Справедливой России».
- Конституционные дебаты привели к некоторому росту уровня поддержки КПРФ населением. За месяц конституционных дискуссий выросли рейтинги КПРФ и «ЕР». Соответственно, до 34 и 16 проц. Рейтинг ЛДПР стабильный – на уровне 10 проц., а показатели «СР» слегка ухудшились до 5 проц. Громко продолжают заявлять о себе сторонники Навального – рейтинг его условной партии превосходит цифры «СР» и достигает 6 проц. общественной поддержки. Растет доля сторонников непонятной «другой партии» — с 7 до 10 проц. Таким образом, доля недовольных нынешними парламентскими партиями выросла за месяц с 13 до 16 проц. Это сопоставимо с нынешним уровнем поддержки КПРФ
* * *
В условия начавшегося мирового экономического кризиса и обвального падения цен на нефть, что неизбежно повлечет со стороны правительства тактику затягивания поясов, можно предполагать, что высока вероятность возникновения идеального шторма в российской политической системе. С одной стороны, расконсолидированность мнений в вопросах непонятной конституционной реформы при росте за месяц доли сторонников протестных действий в оппозиционном ядре. С другой – риски распространения коронавирусной эпидемии и мирового экономического кризиса. Простой гражданин уже чувствует последствие глобальных и отечественных трансформаций.
Отметим, что дезориентация даже лояльного Путину избирателя — это значимый симптом, свидетельствующий об отсутствии общественной мобилизации за президентские конституционные поправки.
Более того, на данный момент невозможно предсказать, к каким именно массовидным процессам приведет возможное высвобождение «страхов из 90-х» в населении РФ.
С одной стороны, не исключено, что «образ Путина» как иллюзорное спасение от «ужаса перед хаосом» вновь сработает (а «финансовая подушка» позволит власти с минимальными потерями провести страну через кризис), и с его помощью власть еще раз сумеет консолидировать большинство граждан. Нельзя забывать и об опасности введения прямой диктатуры.
С другой стороны, хаотические процессы могут прорваться «на поверхность. Причем в таких обстоятельствах, когда диктатура будет невозможной. Тем более, что многие протестные активисты не имеют опыта жизни в 1990-е. В случае «прорыва» хаоса совершенно не исключено, что «артефакт Путин» окончательно перестанет действовать, а либерально-компрадорские силы начнут прямую атаку на государство, и, соответственно, единственной надеждой для государственников и преградой для организаторов «перестройки-2» станет КПРФ именно как протестная, но созидательная сила.
Все это требует от руководства партии сохранения свободы и рук и очень точных, понятных избирателю и активу партии решений.
Сергей Обухов,
доктор политических наук
Исполнители исследования:
Фокина Н.В., консультант ЦК КПРФ,
Е.Б. Шабарова, кандидат политических наук, зам.зав. отделом ЦК КПРФ,
Д.А. Стрелков, зав. сектором отдела ЦК КПРФ,
Н.Ю.Волков, кандидат физико-математических наук, зам.зав. отделом ЦК КПРФ
С.П. Обухов, доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ
Полевые работы – Е.В. Козин, зам. зав. Отделом информационных технологий ЦК КПРФ
Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний
Центр исследований политической культуры России
Отдел ЦК КПРФ по информационным технологиям
9 марта 2020 года