Зам. директора ЦИПКР, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов прокомментировал для «Свободной прессы» данные недавнего опроса «Левада-центра» о честности чиновников.
52% россиян считают, что чиновники лгут о положении дел в стране. Об этом свидетельствует опрос «Левада-центра». В прошлом году так думали 37%, а нынешний уровень — максимальный за время наблюдений.
В правдивость чиновников верят всего 12% граждан, против 20% в прошлом году. При этом граждане убеждены, что обычные люди поступают ровно наоборот: 37% из них говорят правду, 25% лгут.
В России и раньше люди не очень-то верили власти, но теперь процесс, похоже, принял лавинообразный характер. Триггером, понятно, послужила пенсионная реформа, обрушившая рейтинги доверия и президента Владимира Путина (до 64%), и правительства Дмитрия Медведева (до 33%). Никто не ожидал, что глава государства, который в 2005 году бескомпромиссно заверял «пока я президент, это решение не будет принято», поддержит реформу в жестком варианте, и пенсионный возраст повысит.
Такой разворот резко поднял градус недоверия к власти. Тем более, власть все чаще стала давать поводы уличить себя во лжи.
Чего стоит только история с заменой руководства Росстата. Напомним, 24 декабря Медведев своим распоряжением сменил главу Федеральной службы статистики: ее руководитель Александр Суринов был отправлен в отставку, а на его место назначен Павел Малков, ранее возглавлявший департамент госуправления Минэкономики.
Кадровые решения по Росстату последовали сразу после публикации ведомством предварительной статистики за 2018 год, которая оказалась хуже самых пессимистичных прогнозов.
Так, Росстат в конце декабря насчитал, что темпы роста ВВП за январь-октябрь составили всего 1,7%, инфляция ускорилась до 4,2%, число людей, проживающих за чертой бедности, увеличилось на 200 тысяч человек — до 19 миллионов, или 13,3% населения. А реальные доходы граждан упали в ноябре (-2,9%) и ушли в минус в годовом выражении, вопреки прогнозам МЭР, что четырехлетний период снижения уровня жизни закончился.
Все это шло вразрез с установками Путина, который на декабрьской большой пресс-конференции заверил: по итогам 2018 года доходы должны вырасти на 0,5%. А вовсе не падать, как насчитал Росстат во главе с Суриновым.
Рецепт Медведева по улучшению показателей — смена главы Росстата — оказался эффективным. Уже 4 февраля в России случилось экономическое чудо: Росстат сообщил о рекордном росте ВВП за шесть лет. Согласно новой оценке, в 2018 году экономика РФ выросла на 2,3% против 1,6% годом ранее — это максимальное значение с «докрымского» 2012 года. Такой прыти от российской экономики не ждал даже министра экономического развития Максим Орешкин. Он, после пересмотра Росстатом данных о строительстве (рост на 5,7% за январь-ноябрь 2018 года вместо прежних 0,5%) поднимал прогноз всего до 2%.
Но россиян, как свидетельствует «Левада-центр», такие манипуляции не убеждают. И в этом тотальном недоверии к власти кроется серьезная проблема. Во-первых, любые здравые шаги, если Кремль на них все-таки пойдет, могут быть восприняты населением в штыки. Во-вторых, растущее недоверие может в кратчайшие сроки обвалить рейтинг Путина, как это было с Михаилом Горбачевым и Борисом Ельциным. И тогда в стране возникнет риск полномасштабного политического кризиса, хаоса и последующей дестабилизации.
С.П.Обухов
— Недоверие к власти порождается отчуждением гражданина от власти — от чиновничества, госаппарата, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Этот процесс не вчера начался, и сегодня вопрос только в оценке масштабов катастрофы.
Да, волну недоверия подхлестнула пенсионная реформа. Но и без нее ложь власти очевидна. Так, центральные телеканалы трубят о рекордном росте экономики РФ, об отсутствии роста потребительских цен, о том, что пенсионеры получат прибавку по 1000 рублей. Но граждане ничего этого вокруг не видят, и спрашивают: где?!
Масла в огонь подливают скандальные заявления чиновников, которые моментально разлетаются по соцсетям. Все эти «макарошки всегда стоят одинаково», как сказала экс-министр занятости, труда и миграции Саратовской области Наталья Соколова (после разгоревшегося скандала ее уволили, от греха). Она также добавила, что можно прожить, тратя на питание 3500 рублей в месяц.
Или можно вспомнить крылатую фразу «государство не просило вас рожать», сказанную на встрече с детьми-волонтерами тогдашней главой департамента молодежной политики Свердловской области Ольгой Глацких.
Такие фразы чиновники подкидывают чуть не каждый день. Причем, Кремлю кажется, что глупость чиновников и их неэффективность будет выгодно оттенять президента Путина. Дескать, царь хорош, а чиновники — плохие. Но на деле выходит иначе. Народ, благодаря широкой информационной кампании, убеждается, что чиновники у нас действительно плохие. Но президент среди этого моря плохих чиновников лучше не становится — и в этом трагедия всей системы.
«СП»: — Можно ли сказать, что уровень недоверия власти поднялся до критической отметки?
— Уровень, я считаю, катастрофический. Недоверие накапливалось, как радиация — и сейчас мы подбираемся к пределу усталости.
Отсюда и ключевые выводы политологов и социологов: запрос общества на справедливость, а также античиновничья и антиолигархическая волна. В массовом сознании олигархи и обслуживающие их чиновники сливаются, и недовольство этими группами становятся гремучей смесью.
Граждане хотели бы, чтобы власть оставила их в покое и не трогала. Но власть — охотой на самозанятых, тем же повышением пенсионного возраста, ужесточением в налоговой сфере — находит простых людей, вытаскивает их из сферы теневых «гаражных» отношений, и начинает обтрясать.
Раньше у граждан была анестезия от подобных мер: лозунг «Крым наш», успехи Кремля во внешней политике, убежденность, что царь хорош, а бояре плохие. Но к сегодняшнему моменту эта анестезия, я считаю, действовать перестала. Именно об этом говорит опрос «Левады».
«СП»: — Что может нивелировать эти негативные тенденции?
— В нормальном демократическом обществе негативные тенденции минимизируются через нормальные демократические выборы — смену власти и смену курса. В авторитарном режиме — через резкие и решительные движения по переформатирования политической системы и государственного управления. Как учил батька Лукашенко, элиту нужно «перетряхивать и перетряхивать». Способен ли на это Путин?
Я не раз говорил, что сегодня мы наблюдаем во власти процесс гниения. Но надо понимать: он может продолжаться долго — народ это будет терпеть до последнего, пока его окончательно «не прижмет».
«СП»: — Если бы Кремль начал делать шаги в правильном направлении, проблема доверия к власти снялась бы?
— Конечно, потому что таким образом был бы удовлетворен запрос общества на обновление. Но не следует думать, что иначе непременно последует социальный взрыв. Напомню, все революции в России начинались как «перетряхивание» сверху. Та же Февральская революция 1917 года была, прежде всего, заговором элиты против царя. Это уже потом элита своими неадекватными действиями разбудила в народе еще большее недовольство и высвободила протестную энергию, которая выплескнулась на улицы, во все сферы жизни.
То же, кстати сказать, было с горбачевской перестройкой — в ее основе также лежал заговор элиты — разменять власть на собственность и «войти в Европу».
Так что нынешнее гниение наверху, и отчуждение власти от граждан крайне опасно — для государства как такового. А если в России все пойдет вразнос, никому мало не покажется.
Андрей Полунин («Свободная пресса»). На фото: протестные митинги КПРФ против власти в малых городах России в прошедшие выходные
https://svpressa.ru/society/article/224279/