Прошедшая неделя был богата на события, связанные с партией власти, но убогой на смыслы и предложения, исходящие от нее.
Сначала «технически» отзаседал съезд Общероссийского народного фронта, который быстренько произвел кадровую перезагрузку в пользу усилившихся кремлевских кланов, поговорил о банальностях типа важности волонтерства и … растворился в общественном пространстве.
Лидер «Единой России» и по совместительству премьер-министр Медведев дал традиционное годовое итоговое интервью федеральным телеканалам. Оно было политически стерильно. Медведев позиционировал себя как технократ, жонглирующий якобы позитивными цифрами успехов. Спичрайтеры даже не удосужились сопоставить обещанный в начале года трехпроцентный рост ВВП (по базовому прогнозу Минэкономразвития) и бравурный отчет о росте аж в один процент. Успех?
Ну, сообщил Медведев, что деньги теперь есть. Только не уточнил у кого. Посоветовал чиновникам «включить мозги» и не «нести пургу», вызывающую возмущение электората. И все. Галочку в плане мероприятий поставили?
Аналитики «Единой России» из ее центра АПЭК опубликовали доклад «Партийная система Россия: риски трансформации и факторы устойчивости». Признавая усиление КПРФ, доклад также пестрел другими банальностями. Авторы лишь констатировали порядок вещей, сложившийся после сентября 2018 г. Их выводы в конце 2018 года были бы актуальны в 2016-м, или в 2011-м годах: «ЕР» с рядом оговорок продолжает лидировать, у парламентской оппозиции есть нераскрытый потенциал для роста, а «несистемщики» не представляют большого интереса. Но к «новой реальности», которую не замечает только ленивый, выводы имеют мало отношения. Как развивается протест? Какую ждать реакцию людей на обдираловку, что будет запущена после 1 января 2019 года? Что принесет единый день голосования 2019? Даже попыток изучить проблемы нет. Плюс идеологи «ЕР» вновь продемонстрировали свой «либеральный крен». Они озвучили лишь тезисы и мысли либерального толка, при этом любые ссылки и даже упоминание левой повестки полностью выпали из анализа. С таким уровнем аналитики за будущее «ЕР» оппозиции можно быть спокойна.
Ну, и как вишенка в торте, итоговый съезд «Единой России». Конечно же с Путиным и Медведевым. Правда, президент сбежал сразу после своего выступления, где он пугал международной обстановкой и тем, что «драматическая ситуация развивается в мире и в нашей судьбе тоже».
Трудно не согласится с доминирующим экспертным мнением: съезд «Единой России» не взорвал информационную повестку дня: «унылые смыслы и люди, не верящие уже и самим себе». Партийная школа, «моральный кодекс строителя капитализма» для членов партии, опять волонтеры, ребрендинг стаканчиков для кофе и напитков на самом съезде. Вспомнился старый вопрос-анекдот: «И с этой хохмой вы едите в Одессу?».
Ну, разве можно назвать воодушевляющей для широких масс населения такую задачу, которую поставил секретарь Генсовета Турчак: в 2021 году, то есть к выборам в Госдуму, он потребовал довести рейтинг «Единой России» до 47-55%. При этом признал на съезде, что рейтинг «медведей» по стране — 31%. По данным нашего Центра исследований политической культуры России – 28 проц. Но не будем придираться…
Конечно же, ключевой вопрос – за счет каких ресурсов будет достигнут такой рывок, т.е. рейтинг вырастет почти в два раза – остался не разъясненным.
Тем не менее, в политическом плане Съезд «Единой России» стал определенной манифестацией «новой перестройки» с новыми «гласностью», «ускорением» и т.д. Более того, съезд отчасти отработал «повестку», где представил «Путина – защитника людей от хамства чиновников». Но с другой стороны, мало ли было раньше красивых заявлений президента против произвола его же чиновников? И что изменилось…
Последовавшее фактически параллельно со съездом высказывание «народного аллергена» Чубайса о необходимости гражданам РФ покаяться перед олигархами и благодарить их за отстроенную новую Россию в контексте форума «ЕР» можно рассматривать двояко. И как пиар-акцию типа «сплотимся вокруг Путина против Чубайса», и как дальнейшие действия по «раскачиванию лодки» либералами. Но это уже будет происходить за рамками съезда.
Много разговоров про то, какие кремлевские кланы получили влияние на «Единую Россию» по итогам кадровых перестановок. Ослабел ли спикер В.Володин, усилился ли глава внутриполитического блока Кремля Кириенко, в какой роли вдруг проявился экс-спикер Думы Грызлов… Все это интересно лишь узкому кругу ограниченных людей.
Да, не исключено, что на съезде были явлено формирование неких новых межклановых «союзов» в структуре власти. Но это тему уже другого анализа для всевозможных кремленологов.
В целом, «Единая Россия» репрезентировала себя как партия «либеральной технократии» и – буквально – как партия «перестройки» (перемен), борющаяся с «косностью чиновников» и «силовиков». Посмотрим, что из этого замаха в реальности получится.
В любом случае, «партия спекулятивного глобального капитала» в Кремле усилила контроль над «Единой Россией». Хотя субъектности у данного политического образования немного. «Единая Россия» и дальше будет использоваться различными кремлевскими игроками по своему вкусу и на сиюминутную потребу.
Сергей Обухов,
Доктор политических наук, зам. директора Центра исследований политической культуры России