Интернет-портал «Накануне.RU» попытался проанализировать вероятность реализации прогноза известного политолога, профессора МГИМО Валерия Соловья о возможном через два-три года обрущении нынешней российской политической системы. За комментарием портал обратился к доктору политических наук Сергею Обухову и другим экспертам.

Политолог Валерий Соловей специально для телеграм-канала «Незыгарь» озвучил свой прогноз устойчивости российской политической системы на ближайшие два-три года. Он считает, что тренд на снижение популярности федеральной власти будет нарастать, а элиты уже не верят в возможность ее спасения и переходят к стратегии личного спасения. Более того, в элитах якобы уверены, что система обрушится в перспективе ближайших нескольких лет.

1. За прошедшие 8-10 месяцев резко уменьшились оценки запаса прочности системы. Если весной подавляющее большинство наблюдателей давало ей от пяти до десяти лет, то сейчас те же самые люди оценивают запас прочности в два-три года, непременно оговаривая возможность ухудшения прогноза.

2. Первопричиной ухудшения ситуации считается кардинальное снижение качества управления и управляемости на всех уровнях и во всех частях системы, что выражается, в частности, в росте числа управленческих ошибок и глупостей.

3. Тренд снижения популярности верховной власти оценивается как необратимый в своей фундаментальности и ведущий к тому, что система лишится своей главной опоры.

4. Еще не апокалипсические, но крайне тревожные ожидания охватывают бюрократию всех уровней и финансово-экономические круги. Ощущение приближающего исторического финала впервые стало столь ощутимым.

5. Никто всерьез не верит в возможность переломить негативные тренды и спасти систему. Хотя спасение системы постараются имитировать, на самом деле происходит переход к групповым и личным стратегиям спасения.

6. Главная из этих стратегий предельно цинична – урвать кусок напоследок. (История наступления ПИКа в Кунцеве показательна.) В бытовом поведении бюрократии и элит усиливается сознательное и бессознательное игнорирование любых общественных конвенций. (Сюда уходят корни возмутительных заявлений ряда функционеров.)

7. В случае формирования в стране дееспособной оппозиции развитие негативных для Кремля тенденций резко ускорится.

Эксперты Накануне.RU соглашаются с тем, что деструктивные для политической системы тенденции действительно имеют место.

«Я сам часто говорю, что, по ощущениям, сейчас конец 80-х. 88-ой или 89-й, когда до очередного перелома-транзита оставалось два-три года. Соловей использует другой маркер, но то, что общественные процессы схожи, я вижу на наших социологических исследованиях. По нашим данным, некоторые параметры состояния общества очень совпадают с теми, что были в 80-е. Не все, конечно, но из десятка параметров шесть или семь близки к 80-м. По тревожности, по ощущению анархии», — говорит автор телеграмм-канала «ОбуховPRO», доктор политических наук, член президиума, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов.

Однако, по его мнению, подобные вбросы могут делаться специально.

«На своем экспертном уровне я сам уже давно слышу подобные камлания. Что в голове у людей типа Дерипаски или Сечина – я не знаю. Я общаюсь с экспертами и вижу, что там активно эта тема обсуждается. Впрочем, бывает же и самосбывающееся пророчество. Кто-то вбросил в надежде, что так и случится», – считает Сергей Обухов.

Российские элиты не мыслят стратегически, а реагируют на текущие события – результаты выборов, этим и объясняется их внезапная перемена по отношению к власти, считает политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Подобного рода вбросы были и раньше. Кстати, не знаю, откуда такая динамика и почему весной больший интервал прочности отводили, чем осенью. Причиной тут, конечно, стали итоги выборов. Победил Владимир Путин с рекордным результатом – сразу оптимистические оценки. Осенью – сюрпризы со вторыми турами – оценки снизились. Но такое случалось и раньше, после акций Навального, например. Но акции прошли, а система стоит. Тут проблема в том, что у элиты нет стратегических планов и она ориентируется на текущие события, но так происходит уже 18 лет. Сколько еще это будет длиться? Может, завтра все закончится, а, может, простоит еще 10 лет», – говорит Салин.

Он также не исключает, что подобные заявления могут работать по принципу самосбывающихся прогнозов.

«Есть игроки, у которых есть желание сформировать у элит ощущение безысходности, чтобы показать им сценарий, выгодный для некоторых игроков. Не сопротивляться и замыкаться на групповых и личных интересах, чтобы их удобнее было раздробить. Это не значит, что описанная ситуация не существует, она существует, но существует уже 18 лет», – говорит он.

Политолог Константин Калачев согласен с тем, что часть российской элиты настроена критически, более того, подобные настроения, считает он, распространяются на весь образованный класс, однако он предостерегает делать из этого какие-то радикальные выводы о ближайшем будущем системы как таковой.

«Я не люблю комментировать заявления коллег. Но тут надо признать, что часть элиты действительно настроена критически к действующему курсу. Если мы возьмем опросы, то увидим, что максимальный лоялизм показывают наименее образованные слои населения, а те, кто образованнее и пользуется разнообразными источниками информации, демонстрируют куда меньший уровень поддержки. Но я бы не стал так заострять на этом внимание и так остро судить, как это делает Соловей. Но то, что Соловей отражает часть настроений именно в элитах – это факт», – прокомментировал Константин Калачев.

https://www.nakanune.ru/news/2018/11/26/22525813/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *