Новый формат традиционной «прямой линии» президента оказался скучным. Прежние шоу «разговор по душам» были повеселее. И блокнотик президента с явно заранее собранными вопросами, и анонсированная, но не состоявшаяся «порка губернаторов» драйва не добавили.

 

На выходе получилось традиционное совещание президента то ли с членами правительства, то ли с губернаторами — членами Государственного совета.

Но это не значит, что «прямая линия» не выполнила свою функцию. Как и все предыдущие — выполнила. Традиционно был проведен сеанс коллективной гипнотической «психотерапии» с описанием достижений и успехов в сферах экономики, медицины, строительства, «порки плохих бояр», ручного управления и т.д.. Путин в очередной раз выступил в роли «волшебника», совершающего «чудеса» (типичных «архетип «сакрального Царя»).

Конечно, уже пошли развеселые анекдоты про «прямую линию» как лотерею (от розыгрыша жизнь у всех не улучшается, но счастливчикам отремонтируют дом или подарят собаку). Но ирония здесь не совсем оправдана. Фактически «прямая линия» — это повторение средневекового ритуала «исцеления королем» («доброго к людям и сурового к «боярам»2), работающая на коллективную бессознательную сакрализацию главы государства.

Из содержательных итогов следует отметить главное: произошло подтверждение «присяги» либерально-рыночному курсу и готовности к «амнистии капиталов» (все для лояльных олигархов).

Кстати, ответы на острые социальные вопросы только подтверждают этот вывод. В этом ряду и ответы про резко подорожавший бензин (с июня якобы цены не растут), и про прогрессивную шкалу (олигархов — не тронут, так как, видимо, уборщицы станут скрывать доходы), и про пенсионную реформу (мол, правительство ответственно, хотя правительство подчиняется и назначается президентом)…

По прежнему вопросы о внешней политике во многом «забивали» внутреннюю повестку, хотя проведенный накануне опрос на сайте государственного агентства РИА «Новости» показал огромную усталость россиян от навязывания международной тематики. Кстати, отвечая и на внутренние вопросы, президент элегантно «шпынял» Запад.

При этом картинки на экране во многом создавали ощущение «шизофреничности» происходящего. Путин говорит об «успехах», а на экране – отчаянные вопросы от стоящих на коленях обманутых дольщиков, а то и прямые «наезды» на президента типа «вы столько лет у власти, не кажется, что у нас уже монархия». Вряд ли данный факт может говорить о прямой провокации против президента. Это, наверное, некое извращенное понимание «драйва» у организаторов. Или просто упущение организаторов. Кстати, в прошлом году было то же самое.

Хорошо, что Путин не готов капитулировать на донбасском направлении. Более того, он даже позволил себе угрожать уничтожением Украины как государства, а также выразил уверенность, что нынешнее украинское руководство не может решить «донбасский вопрос». Вроде бы сделан робкий шаг к признанию ДНР и ЛНР, а также статуса добровольцев (в лице писателя «майора Прилепина»). Тут же кремленологи, кстати, заговорили о сохранении позиций в Администрации президента кремлевского куратора ЛДНР В.Суркова. Одновременно Путин обозначил готовность фактически отступать на других направлениях (в частности, на прибалтийском).

Сильный ход сделал депутат от фракции КПРФ в ГД РФ С. Шаргунов. Его «акции», как и «акции» З. Прилепина после «прямой линии» выросли. Также слова Путина в ответ на вопрос Шаргунова о преследованиях за лайки в Интернете и по делу журналиста Соколова могут говорить о возможной либерализации подхода к «экстремистским делам», в том числе в Интернете. Ясно, что острый вопрос допущен в эфир не случайно. Видимо, для успокоения патриотической и либеральной интеллигенции.

Также Путин дал четкий сигнал на разворот блокировки Telegram в сторону переговоров;

Ответ В. Путина о вере в Бога говорит о повышении влияния религиозных организаций, включая РПЦ. Но без поддержки конкретных личностей.

Так как Путин не дал чётких установок ни по срокам принятия решения, ни по самим параметрам повышения пенсионного возраста, пенсионная реформа грозит стать долгоиграющим «аллергеном», который в ожидании «персональной ответственности» каждый потенциальный ответственный будет перекидывать на другого;

Не исключен вариант, при котором политически ответит за непопулярную реформу в итоге Госдума и нынешний состав фракции «Единая Россия». После чего осенью 2021 года Путин резко обновит парламент и фракцию;

Не исключено, что к следующим выборам в Госдуму для недовольных патриотов и патерналистов в Кремле, видимо, будут выращивать проект «интеллектуальных новых левых» западного типа с опорой на методы «технологического популизма», про что за последний год кремлёвские think-tank уже выпустили не один текст. В пользу этой версии говорит уже упоминавшийся факт, когда один из потенциальных лидеров проекта, рекомендованный АП РФ в руководители Союза писателей прозаик Сергей Шаргунов — сегодня был эффектно предъявлен и заработал висты у молодёжной и творческой аудитории.

Как и Послание, прямая линия оказалась разношерстным лоскутным одеялом, которое сшили разные группы влияния. Король был одет в эти хоть и эффектные, нолоскуты. Бояре опять были плохи. Но насколько был эффективен психотерапевтический эффект станет ясно после соответствующих исследований.

При этом согласимся со многими экспертами, которые отмечают определенную «нудность» прямой линии, что может быть проявление «исчерпания жанра»

Отв. за выпуск: Сергей Обухов

Подготовили: Сергей Обухов, доктор политических наук, Алексей Богачев, психолог, Елена Шабарова, кандидат политических наук

Центр исследований политической культуры России

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *