Секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук С.П. Обухов выступил на «круглом столе», посвященном 200-летию Карла Маркса в Новосибирске «Коммунизм – это процесс» с тезисами о значении марксизма в современном мире. Форум научной общественности прошел под эгидой мэрии Новосибирска в Сибирском институте управления РАНХиГС.
Сам Сергей Обухов неоднократно посещал Новосибирск, последний раз – в прошлом году. По его мнению, то, что в городе при активном участии мэрии Новосибирска проводится круглый стол с обсуждением этой темы, свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне жителей одного из главных городов России. Он особо отметил внимание к этому мероприятию со стороны Председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова, принявшего самое активное участие в международной марксистской конференции в Москве.
— Маркса «забыть» не удалось, — отметил Сергей Обухов. — Ниспровергнуть тоже. Поэтому в связи с двухсотлетием и развернувшейся полемикой нам навязывают различные толкования Маркса. О сколько нам открытий чудных подготовил юбилея дух…
Например, Жак Аттали, член Бильдербергского клуба, первый глава «Европейского Банка Реконструкции и Развития» в своей биографии Маркса внушает, что «Маркс — сторонник глобализации и свободы торговли». Ну и сопутствующие тезисы: «Всемогущество денег — самый справедливый порядок правления», а «Человек — придаток к кредитно- регистрационной карточке без семьи и без Родины».
Вновь реанимированы противопоставления «раннего» и «позднего» Маркса. И вот уже со ссылками на активного исследователя Маркса советского философа Ильенкова громят … «квасной» русский фашизм. А через официальный орган правительства «Российскую газету» разоблачают якобы пещерную «русофобию Маркса», приписывая ему фальшивые намерения сжечь Одессу и уничтожить Севастополь. Понятно, что современным ниспровергателям трудно понять тот факт, что Маркс критиковал реакционную сущность политики царизма, но при этом этот «русофоб» выучил русский язык, был поклонником Пушкина, Салтыкова-Щедрина и Чернышевского и представлял русских социалистов в Первом интернационале…
Вспоминают сегодня и фанатичную юношескую религиозность католика Маркса. Самая первая из известных нам работ Маркса называется «Единение верующих со Христом» по Евангелию от Иоанна («Сочетание со Христом состоит в самом тесном и живом общении с Ним. В том, что мы всегда имеем Его перед глазами и в сердце своём. И, проникнутые величайшей любовью к Нему, обращаем, в то же самое время, сердца наши к нашим братьям, которых Он теснее связал с нами, за которых Он также принёс Себя в жертву»). И тут же приписывают ему … сатанизм, основываясь на выдернутых из контекста фразах из юношеских литературных произведений или сказках о бедном волшебнике – мастере игрушек, постоянно сочиняемых для маленькой дочери.
Но вернемся к Марксу-ученому, чья теория помогает предвидеть будущее и изменять настоящее. Как с этим, не в 19, а в 21 веке?
Сейчас модным стали рассуждения о «посткапитализме», новых технологических укладах, «цифровизации», насмешки на «могильщиками», «загниванием» и «теорией империализма, как последней стадии капитализма». Мол, классики несколько поспешили с вынесением смертного приговора капитализму…
Напомню, в «Капитале» у Маркса выведена одна из ключевых закономерностей: в процессе капиталистического накопления норма прибыли (и ссудный процент как основная форма прибыли) будет неумолимо понижаться. И это неизбежно приведет к «смерти» капитализма.
И вот спустя сто лет после ленинского «Империализма, как высшей стадии капитализма» наступило не просто неумолимое понижение нормы прибыли, а в банковской сфере уже несколько лет фиксируются отрицательные ставки.
Уже Яков Ротшильд, президент и основной акционер инвестиционного фонда RIT Capital Partners, предупреждает, что ближайшие годы главной целью бизнеса будет не приращение капитала, а его сохранение. Но Ротшильду, видимо, недосуг перечитать «Капитал», в котором классик формулирует закон — тенденцию нормы прибыли к понижению.
Все, капитализм стал планетарным явлением. На Луну и Марс пока не перенесся. Поэтому совокупный капитал уже увеличиваться не может, поскольку реальный рост ВВП закончился. Началось жестокое время «черного передела» остатков капитала. Уже определены первые санкционные жертвы, на очереди обладатели 13 трлн долларов вкладов в офшорах., «неправильные» капиталисты из России, арабского мира и пр.
Итак, «самовозрастание» капитала закончилось. Началось его «убывание». А ведь классики марксизма даже не представляли себя, что ссудный процент может опуститься ниже нуля. Могут возразить: отрицательные ссудные ставки пока лишь в цитадели капиталократии – у стран «золотого миллиарда». И странам периферии не дают их опускать… Но это временно, пока идет переток капиталов с периферии в центр.
Да, изворотливость капитализма, капиталократии — этих хозяев печатного станка «фантиков» -не знает границ. Уничтожив мировую систему социализма, Капитал приступает к уничтожению самого себя (вспомним фактическую отмену «священного права частной собственности» — экспроприация вкладов на Кипре и у «неправильных» капиталистов, тайны вкладов, золотого эквивалента), капиталократия стремится сохранить власть над человечеством, Теперь уже для руководства выстраиваемой ею глобальной распределительной системой, где виртуальные деньги – это не средство обмена, а основа ценности всего – и материального, и духовного.
Ради своего выживания капиталократия, исчерпав глобально-территориальные пределы экспансии после краха мировой системы социализма, пытается сделать рыночными вроде бы совсем не рыночные сферы, в том числе духовное производство.
Основа капиталократии есть виртуализация финансов, их отвязка как от золотого эквивалента, так и от реального производства. Произвольно производимые капиталократией или транснациональной международной олигархией виртуальные знаки навязываются в качестве универсального эквивалента не только стоимости, но и ценности вообще. Идет превращение этих виртуальных знаков из механизма обслуживания обмена в механизм присвоения и управления. Функционирование капиталократии как системы требует разрушения нерыночных ценностей, приватизации (с опорой на неограниченность частного источника финансов) функций государства, разрушения суверенитета национальных государств. Параллельно через установления тотального финансового контроля над СМИ идет монополизация информационного пространства и формирования «нужного общественного мнения». Мы видим как происходит вытеснение политики политехнологией и превращение политических теорий в утилитарные инструменты управления, в бренды, а политических субъектов – в фирмы, «торгующие» этими политическими брендами.
Приватизация транснациональными монополиями и олигархией государственных функций и «общественного мнения» помогает им установить контроль над сферой общественного воспитания. Цель навязывания новых систем образования не только формирование «квалифицированного потребителя», как, например, указывалось в программе Всемирного банка для России по реформе образования, но разрушение структур личности, способности к самостоятельному мышлению, построению картины мира, принятию самостоятельных решений. Идет принуждение масс к бесконечному возрастанию потребления, ненужному, престижному, даже вредному для здоровья, воспроизводства человека.
Особо не скрывается цель всех этих общественных трансформаций — власть над людьми должна распространяться на их сознание.
Да, современные «хозяева денег» осознают, что существовавшая в течение нескольких веков капиталистическая модель экономики и общества себя изжила. И в «плановом порядке» готовят человечество к переходу к другой модели, где они могли бы оставаться хозяевами, но уже не денег, а всего мира как совокупности природных ресурсов, материальных производительных сил и всех людей, их сознания. Уже открыто говорят о пришествии нового рабовладения или нового феодализма.
Ради сохранения умершей капиталистической системы даже в условиях «убывания капитала», перехода воспроизводства капитала в зону отрицательных значений, система господства «производителей денег» готовит человечество к обрушению в «темные века». Нарастающая архаизация огромных мировых пространств, уничтожение модернизационных режимов на Ближнем и Среднем Востоке, всевозможные «цветные революции»», попытки «откола» от «золотого миллиарда» ненадежных стран Южной Европы, закачка миллионов беженцев в Европу – вот зримые проявления в политическом процессе этих тенденций.
Все это элементы гигантского проекта по трансформации обреченного капитализма. Противостоять этому «новому рабству» или «новому феодализму» для большинства и почти бессмертным «царям горы», возвышающимся над морем хаоса, можно лишь в том случае, если понимаешь, в чем состоят планы нынешних «хозяев денег». Причем эти планы обрушения значительной части человечества в «темные века» ради сохранения власти «хозяев денег, печатных денежных станков», капиталлократии информационно обволакиваются, например, культивированием интереса и тиражей художественной литературы по темам фэнтези – сплошь феодальных мирах с фантастическими способностями людей и столь же фантастическими существами. Идет стремительное наращивание технологий по уводу большинства в мир виртуальных грез…
В современном мире альтернативы нет – либо переход к социализму и коммунизму, либо выпадение в глобальную распределительную систему в форме нового средневековья и даже нового рабовладения. На эти проекты указывают современные события в мире. Социализм – спасение от этого страшного будущего, уготованного человечеству хозяевами денег в условиях фактической смерти капитализма — прекращения самовозрастания капитала.
В общем, как говорится, отменяли Маркса и не заметили, как открытые им закономерности все больше «отменяют» капитализм! И «могильщик» этого готового к «отмене» капитализма никуда не делся — это новый современный, говоря словами Маркса, «совокупный рабочий класс». Передовые отряды этого класса выглядят и трудятся совсем по-другому, чем привычный сто — сто пятьдесят лет назад индустриальный рабочий класс (хотя в остаточном виде эти отряды все еще многочисленны). Ведь в информационном обществе идет не концентрация физического присутствия индустриальных рабочихна конкретных производственных площадях . Налицо, наоборот, территориальное рассеивание, концентрация созидательной, творческой деятельности новых трудящихся «в кулак» посредством информационных, «облачных» технологий. Территориальное рассеивание новых трудовых слоев, занятых латентным, постоянно сменяемым трудом, отнюдь не отменяет задачи внесения в него классового сознания и мобилизации на борьбу за свои права. Просто эта задачу и усложнена, и облегчена.
Да, внешне такие очень индивидуализированные работники аполитичны. Однако внутренне, нередко даже сверхполитизированы. Их орудие производства — компьютер. Главное в их психологии и мировосприятии — требование полной творческой и жизненной независимости. Именно из их среды зачастую вербуются — по тем же интернет-каналам — ударные силы «цветных» революций. Но они активно откликаются и на созидательные агитацию коммунистов. Свидетельством этому стал тот факт, что 38 процентов избирателей, проголосовавших на президентских выборах 2018 года за кандидата КПРФ — молодые люди в возрасте 18-35 лет, зачастую овладевшие современными профессиями.. Но дискуссии о новых отрядах «совокупного рабочего класса», «социальном расплаве», социальной структуре российского общества, что представляет собой трудящийся класс XXI века, в результате чего он формируется – это отдельная тема, — отметил Сергей Обухов.