5 мая по России прошли, как правило, несанкционированные акции протеста, организованные структурами, как считают эксперты, входящими в систему российской власти и стоящими за А. Навальным.

   

Основное внимание прессы было приковано к двум столицам, где полиция и «казаки-активисты» (в случае Москвы) демонстративно жестко и даже жестоко разогнали протестующих, часть которых, однако, сама атаковала полицию по «облегченному» образцу действий украинских боевиков во время Майдана, а часть представляла собой «играющих в революцию» несовершеннолетних.

Согласно предварительным официальным данным в Москве в акции протеста приняли участие 3500 человек, из которых 668 было задержано
(включая 36 несовершеннолетних), а в  Санкт-Петербург — 2000 человек (234 задержанных, из них 24 несовершеннолетних). Сами организаторы протеста считают, что в Москве на улицы вышло порядка 15000 человек, а задержано порядка 1500. По всей РФ согласно данным МВД задержаны 1607 человек.

 РАДИКАЛИЗАЦИЯ ПРОТЕСТА

Анализируя произошедшее большинство экспертов указывает на факт радикализации протеста. Как пишет уральский политолог А. Устинов: «Страна сама выращивает революционеров из подростков-романтиков… Зачем винтить, зачем применять силу?.. В Екатеринбурге прошли, пошумели, выхлестнули отрицательную энергию и веселые разошлись по домам…Но есть любители душить, давить… Это только разогревает молодежь, толкает ее в революцию… Прописные истины…» Данное замечание является верным, но следует помнить, что:

в Москве и Петербурге в рядах «протестующих школьников» находились фактически профессиональные протестанты;

— впервые были зафиксированы попытки выстроить уличную протестную цепь для противодействия полиции;

— зафиксировано несколько сот иногородних среди задержанных «навальнистов», что является косвенным свидетельством широкой мобилизации «протестного актива» из разных регионов.

Можно полагать, что в активе у Навального помимо постоянной многомилионной телеаудитории и десятков тысяч сплоченного актива, концентрировавшего вокруг «штабов Навального», уже несколько сот человек в группах прямого уличного действия. Вся эта «оппозиционная» структура явно находятся под «опекой» статусных лиц в системе российской власти.

Заметим, что ничего новаторского в «схеме Навального» нет.

КПРФ со времени массовых протестов против монетизации в 2005 года в официальных партийных документах ставит задачу формирования групп прямого социального действия для обеспечения своей уличной активности. И на примере событий в Марий-Эл в 2009 году уже обеспечивала силами молодежного актива прорыв линий ОМОН, противодействовавших массовым мероприятиям КПРФ.

Кроме того, телеканал «Красная линия» также призван сформировать свою устойчивую телеаудиторию. Хотя показатели просмотров сюжетов Навального на два порядка превосходят просмотры «КЛ».

   

 «КАЗАКИ»-ТИТУШКИ «СОБЯНИНА-ЧЕМЕЗОВА»

На этом фоне власть демонстративно привлекала для подавления протестов «казаков», которые, проходили специальные курсы по «охране правопорядка на массовых мероприятиях» по грантам мэрии Москвы. Как свидетельствуют многие фото- и видеодокументы, «казаки», не имея на то полномочий, по-настоящему били протестующих и применяли по отношению к ним физическую силу.

Очевидно, что соответствующая «картинка» приносит большой информационно-психологический вред для государственной власти РФ.  Политолог Е. Минченко в этой связи отмечает: «Две типовые ловушки властей на постсоветском пространстве, в которые они регулярно попадают во время противодействия протестным акциям:

  1. Использование «титушек» (как бы патриотов, силой противостоящих протестам). Пользы никакой, а вред очевиден — утрата властью монополии на насилие;
  2. «Онижедети» — задержания подростков, чтобы неповадно было. Предполагаемый педагогический эффект меркнет перед силой картинки, воздействующей на архетипический слой психики (потребность защитить детеныша)».

Политолог Н. Исаев пишет: «Сегодняшнее казачество — это лишь политтехнологическая прослойка защиты системы, один из её заградительных кордонов, наряду с ручными партиями, Евгением (и не только) Фёдоровым, телевизором и прочими прелестями суверенной демократии. Прослойка насквозь фальшивая как этот самый НОД, со своими лентами и аккордеонами с песнями военных лет.

И этот патрон сегодня был использован властью против весьма безобидного нерепрезентативного выхода молодёжи. Второй раз его запускать будет уже глупо (хоть и выпустят), ибо теперь их появление будет сразу приниматься в штыки всеми без исключения»

При этом в социальных сетях активно обсуждается информация о том, что атаковавшие участников либерального протеста «получали финансирование московского правительства на обучение разгону митингов».

Так, «корреспондент The Bell изучил фотоотчеты с субботнего митинга и на снимках, сделанных Ильей Варламовым, обнаружил человека в военной форме с нашивкой Центрального казачьего войска. Эта нашивка значится как официальная на сайте войскового казачьего общества «Центральное казачье войско».

В 2016-2018 году «Центральное казачье войско» получило от департамента национальной политики и межрегиональных связей правительства Москвы три контракта на 15,9 млн рублей, обнаружил следящий за госзакупками Telegram-канал «Чудеса OSINT». Цель контрактов — обучение и закрепление необходимых знаний и прикладных навыков при осуществлении деятельности по охране общественного порядка, обеспечению безопасности при проведении публичных и массовых мероприятий на территории города Москвы».

Как следует из трех контрактов, которые изучил The Bell (1,2,3), указанные в контрактах адрес поставщика, его электронная почта и фамилия атамана совпадают с информацией на сайте «Центрального казачьего войска».

На фотографиях  с тренировок видно, что казаки учатся «вязать» потенциальных правонарушителей. В год в оборонно-спортивном центре в 37 км к югу от МКАД, в деревне Кузенево, проходит три трехдневных тренировки, в каждой принимают участие по 100 человек».

Один из сетевых каналов указывает и на иной значимый нюанс: «А мы добавим еще один любопытный момент: в 2017 году войско заключило пять спонсорских контрактов со структурами Ростеха. Самым щедрым был «Рязанский приборный завод», давший 2,1 млн рублей. Еще 1,7 млн отстегнул казанский «Радиоприбор», 600 тысяч — Санкт-петербургская «Электроавтоматика».

Также сообщается, что «мэр Сергей Собянин (https://t.me/rospres/1361),  якобы заплатил 16 млн рублей избивавшим нагайками участников акции 5 мая казакам «Центрального казачьего войска» за «закрепление прикладных навыков при обеспечении безопасности массовых мероприятий». «Атаман» войска — генерал-лейтенант ФСБ Иван Миронов, доверенное лицо главы «Рособоронэкспорта» (https://t.me/rospres/1487), Александра Михеева и директора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова (https://t.me/rospres/2483).

Напомним при этом, что «казачьи структуры» я ряде случаев приставляют собой прикрытие для действий криминальных ЧОПов, которые во многом контролируются фирмами Гудкова-старшего. Были ли привлечены именно такие структуры пока нет данных.

 МЕДИЙНАЯ ПОБЕДА «НОВОЙ БОЛОТНОЙ»

Комментарий к снимку: «вот на этой фотографии прекрасно видно, за что собственно Лёша Навальный и получает деньги. Просто смотреть надо не в центр фотографии».

Большинство экспертов сходятся в том, что цель провокаторов, организовавших акции 5 мая удалась, так как они транслировали Западу и российским «недовольным», образ насилия власти над детьми и «молодежью со светлыми лицами».

Как пишет либеральный политолог Аббас Галлямов, «сказать, что власть потерпела сегодня поражение, конечно, нельзя. А вот сказать, что Навальный добился успеха, — можно. Он вновь вернулся в повестку, из которой в ходе президентской кампании Кремль его вытеснил.

Политика в России вновь превратилась в драку между властями и сторонниками Навального.

Отдельно стоит отметить сегодняшние фотографии задержанных детей. Их появление в Сети — большая удача оппозиции. Одно такое фото скажет обывателю больше, чем тысячи слов профессиональных пропагандистов».

Один из экспертов так комментирует эти высказывания Галлямова: «Отдельно стоит отметить сегодняшние фотографии задержанных детей. Их появление в Сети — большая удача оппозиции».

Заметьте:

Появление в интернете фотографий задержанных детей — это БОЛЬШАЯ УДАЧА оппозиции.

Да мы как бы и не сомневались, что в этом и состояла задача оппозиции (и лично Навального) — сделать фотографии задержанных детей. Для чего детей надо подвести под ОМОН».

 

НОВЫЙ «ЛИДЕР ПРОТЕСТА» КАК ВОЗМОЖНЫЙ

«ХОД КОНЕМ» СО СТОРОНЫ «ЛИБЕРАЛЬНОЙ ОППОЗИЦИИ»?

Некоторые эксперты считают, что в определенной ситуации «болотные силы» могут внезапно выпустить вместо А. Навального нового «лидера проста», который начнет выполнять функцию «российского Яроша».

При этом «у Кремля не хватит времени на дискредитацию нового лидера уличного протеста. Кремль частично выиграл кампанию по дискредитации Навального, но от этого протестная база в стране не стала уже. Для власти настает ещё более тревожное время, когда совершенно не ясно, кто может стать вождём ненавальновского протеста. А на дискредитацию этого нового лидера московской улицы уже может не хватить времени и доверчивости дорогих россиян».

СРАВНИТЕЛЬНАЯ НЕУДАЧА «ЛЕВОГО ФРОНТА»

По сообщениям СМИ, обсуждаемым в социальных сетях, «после Навального антипутинскую акцию протеста собрал Удальцов. Митинг 6 мая был санкционирован и собрал 180 человек по данным МВД».

Эксперты отмечают, что «ничего интересного там не произошло. Отметим укоры Удальцова в сторону Навального («нам не нужны вожди») и обещание устроить бессрочную акцию протеста, если новое правительство не совершит левый поворот в экономике. Также на митинге выступили два представителя «Яблока».

Отметим также, что акция КПРФ 1 мая оказалась во многом «растворенной» в полуторамиллионной первомайской демонстрации. И даже акция профсоюзов против повышения пенсионного возраста с точки зрения «медийности» серьезно уступает акции Навального.

 

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ, АКЦЕНТЫ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ:

  • Стоящим за Навальным структурам вновь удалось создать медийную иллюзию того, что единственной реальной уличной оппозицией власти являются либералы;
  • КПРФ и союзные партии на данным момент на «несколько корпусов» отстают от антигосударственных сил в контроле над улицей и «медийности» своих акций (при этом пока не сумев перехватить у «проекта Навальный» протестную энергию оппозиционно настроенной к власти молодежи);
  • Протест явно радикализируется, причем «болотная сила» создаёт ядро «закаленных» участников протеста, которые в ситуации социально-экономического кризиса и выхода на улицу сотен тысяч пойдут «под дубинки» из идеологических соображений. Как пишет один из экспертов, сформировалась «довольно плотная, злая, мотивированная и организованная (спасибо штабам Навального) масса»;
  • Использование для подавления малочисленного протеста демонстративно выряженных казаков, которые «избивали детей и молодежь» очень похоже на провокацию, направленную на делигимизацию действующей власти. Крайне тревожным выглядит возможная связь такого рода структур с мэром Москвы С. Собяниным и главой Ростеха С. Чемезовым;
  • Отметим также, что картинка «титушки-казаки» против «светлой молодежи» очень напоминает по «почерку» спецоперацию «Цензура реакционного Роскомнадзора против свободного Telegram»;
  • В любом случае, незаконное применение силы со стороны «казаков», а) легитимизирует в глазах общественного мнения силовые действия со стороны «оппозиции» и б) дискредитирует подлинно патриотическое движение, а также показывает «неуверенность государства». Создается искусственное противостояние «современные прогрессивные либералы VS дремучая русская архаика» («месседж», который Д. Медведев и его окружение пытались навязать российскому обществу в период 2009-2011 годов);
  • При сопоставимом количестве протестующих и «охранителей» — данная тактика может выглядеть эффективной — мол, народ против бунтовщиков и все прочее. Но при действительно серьезных проблемах такой «народ» быстро растворяется, а то организованно присоединяется к «майдану»;
  • Западное сообщество опять увидело «избиение людей перед инаугурацией», причем не просто людей, а детей. Создана «медийная картинка»: «путинский режим сажает в тюрьму и избивает детей и молодежь, — борцов за свободный мир». На архетипическом уровне это действительно сильный удар по легитимности власти;
  • Можно констатировать, что существенное количество молодежи, готовой выходить на улицы под дубинки под влиянием призывов в социальных сетях. Именно из этих молодых людей и могут появиться будущие оппозиционные лидеры в условиях отсутствия социальных лифтов в политической системе и при резком ухудшении социально-экономической ситуации;
  • Некоторые эксперты предполагают, что в определенный момент фигура Навального может быть заменена на радикальную фигуру «российского Яроша»;
  • Заметно неравномерное распределение полицейского насилия по стране. В Екатеринбурге – «цитадели либералов» — акции протеста прошли мирно, и полиция даже на время останавливала движение транспорта, чтобы несанкционированное (!) шествие могло пройти через дорогу. При этом в столице Урала прошла одна из самых массовых акций протеста (3-5 тысяч человек), всего, по оценкам либеральных экспертов, в 3-5 раз меньше, чем в Москве — при населении в 10 раз меньше.
  • В Новосибирске и Иркутске акции протеста были мирными и малочисленными (хотя и радикальными, но власть в этих городах не соучаствовала в провокациях, что отличает эти города как от Москвы, так и от Екатеринбурга).
  • Если анализировать недавние события в Армении, как и все предыдущие «майданы» и опыт провала ГКЧП, то всевозможные запредельные рейтинги, пусть даже реальные, и даже горы денег, «ничто и звать никак». В кризисной ситуацииважно лишь как распределит 1% политически гиперактивных граждан. Если в Москве таковых получается что-то около 120 тысяч, то вопрос лишь в том, у кого будет 30 тысяч, а у кого 90, и неважно, что «Молчаливое большинство» в Москве составляет 12 млн. чел.
  • Важно будет, кто, имея хотя бы 30 тысяч сторонников, сможет оперативнее других вывести их на улицу в Москве.
  • Сейчас можно оценить оперативный уличный потенциал КПРФ в 2-5 тыс. человек, ЛДПР и «СР» (коммерческая массовка») – 0,5-2 тыс. человек, «партия власти» — 30-100 тыс. человек бюджетников и 0,5-2 тыс. «титушек», РПЦ – 50-200 тыс. человек (нужна неделя на мобилизацию), «мусульмане» -100-200 тыс. человек.

Обзор по материалам соцсетей подготовили:

С.П.Обухов, доктор политических наук

А.М.Богачев, психолог

Отв. за выпуск: С.П.Обухов, доктор политических наук

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *