Нарастающая социально-политическая напряженность в Московской области. Информационно-аналитический обзор публикаций по материалам традиционных СМИ и новых медиа.

Фактура

Митинг в подмосковном Волоколамске 01 апреля 2018 года за закрытие полигона «Ядрово» собрал порядка шести тысяч человек, заявил журналистам мэр Волоколамска Петр Лазарев. Эту информацию подтвердил член инициативной группы.

Это — почти треть жителей Волоколамска, то есть напряжение народной массы крайне велико.

Основные требования митинга

  • «Воробьева в отставку»;
  • ввести в границах Волоколамска ЧС;
  • немедленно уволить главного врача Волоколамского района, который запретил своим подчиненным выдавать справки о заболевании в результате загрязнения воздуха;
  • отправить в отставку и. о. главы Волоколамского района Андрея Вихирева;
  • провести прямые местные выборы;
  • освободить активиста и организатора волоколамских митингов Артема Любимова, который был задержан на Новорижском шоссе сотрудниками уголовного розыска ГУВД Московской области и инспекторами ДПС;
  • Главное требование –в отставку Воробьева;
  • Главный посыл – «Путин – помоги!».

 

Новый политический момент

Как отмечает журналист Е. Винокурова, «Последние митинги, и, в первую очередь, Волоколамск (посмотрим, что завтра будет в Екатеринбурге), показывают важный тренд, который власть пока пропускает и с которым власть работать не умеет. Он еще год назад обозначился в Москве, кстати. Это – требование диалога с властью на равных, прием диалога прямого и без посредников. Не посредством пресс-релизов, не посредством представителей, а именно диалога. Грубо говоря, на митинге люди требуют, чтобы к ним взяли и пришли глава района и губернатор».

Организация и организаторы митинга

Очевидно, что при всей реальности проблемы протест в Волоколамске профинансирован отнюдь не на пожертвования. На этой указывают:

  • Огромный баннер, растянутый на холме. Одинаковые шарики в руках почти у каждого участника. Огромное количество мастерски выполненных плакатов.
  • Явное наличие финансирование. Видно, что организаторы — люди опытные.
  • Попытки при явных политических лозунгах направить гнев толпы против представителей «Левого фронта» и сторонников КПРФ.

Как отмечают эксперты, протестная группа в Волоколамске базируется на современной западной концепции экологического протеста NIМBY — Not In My BackYards.  Протест формируется силами местных активистов, которые искренне возмущаются проблемами в своей среде обитания. Сейчас этот протест трансформируется из экологического в политический через сетевиков извне, которые осуществляют взаимодействие с другими аналогичными группами в Подмосковье: Балашиха, Коломна и так далее, там, где свалки. Экоугроза трансформируется в угрозу социального взрыва.

Контролируемый ли это протест? У спецслужб есть подконтрольные организации, внедрённые в это движение. И им тоже не нравится Воробьев, поэтому они бездействуют. Однако без понимания технологии такую структуру невозможно контролировать через формальный присмотр за активистами. Не уверен, что и подмосковные власти, будучи погруженными в ситуацию, понимают, с чем они имеют дело. Они уверены, что главная угроза исходит из информационной накачки. Эта информационная накачка ставит перед собой цель — уход Воробьева с поста главы региона. Складывается парадокс. Чем больше сидит на своём посту Воробьев и борется с ветряными мельницами из числа своих политических недоброжелателей, тем глубже будет разрастаться подмосковный социальный протест, который оседлали внешние технологи.  Для них Воробьев всего лишь топливо. Воробьеву однозначно надо уходить, выполнив требования элитных групп, которым он надоел. И после этого можно разобраться уже с технологами протеста.  Пока элитные группы считают происходящее в Волоколамске подконтрольной технологией, протест будет идти только по нарастающей.

 

Позиция губернатора Воробьева

По мнению ряда аналитиков, падение котировок Воробьева приобретает уже лавинообразный характер. После серии оглушительно громких информационных провалов по теме свалок ему якобы запретили делать что-либо без согласования с АП. Не исключено, что введено внешнее управление любыми кадровыми, политическими и информационными действиями правительства Московской области. Этим объясняется и его молчание, и «коллективной Юденич».

Также сообщается, что на этой неделе в ситуацию вмешается Президент.

 

Политическая подоплека и бизнес-«интересанты»

Судя по митингу в Волоколамске и переводу требований в политическую плоскость, в событиях задействованы крупные политические силы.

Напомним, что вывоз мусора из Москвы несколько лет назад тихо и незаметно поделили олигархи и крупные чиновники.

В 2012-2014 мэрия Москвы провела тендеры на вывоз мусора. В них победили новые участники, которые и получили девять 15-летних контрактов на 145 млрд.:

  • 42,6 млрд. – компания «Хартия», основной владелец сын генпрокурора Игорь Чайка.
  • 40 млрд. – «МКМ-логистика» владельцы кипрские оффшоры, за одним из них Роман Абрамович.
  • 25,6 млрд. – «Эколайн», по данным ФБК владельцем через группу «Аркс» является Глеб Франк, сын бывшего министра транспорта Сергея Франка и зять Геннадия Тимченко.
  • 12,4 млрд. – «Спецтранс», владелец Елена Мочалова, напрямую связана с главой «Ростехом» Сергеем Чемезовым.

 

Якобы «Следы Ходорковского»

По мнению политолога А. Устинова «Команда Ходорковского устроилась в Подмосковье. У МБХ с Воробьёвым всё хорошо».

В частности, Устинов пишет: «Особенно показательно на примере Ногинска, где есть базы МЧС. Если учесть, что на МЧС сейчас Дюмина ставить планируют, то вот они и присягают Воробьёву. У них по строительству там планируются мега-проекты с потенциалом в миллиарды рублей. Хватит всем – и областным властям на земельных-коммунальных делах, и в МЧС уйдет нужный процент.

Их база ещё Долгопрудном, там в МФТИ в наблюдательном совете все дружки Сурков-Надеждин.

С Надеждиным дружит мэр Наро-Фоминска и там тоже свалка…

Сейчас ещё они же свергли под Волоколамский шум мэра Волоколамска Гаврилова, он был от Раменских, а поставили этого Вихарева, партнёра Грефа по строительству, он Грефу кредит должен и на мусорках теперь отработает. Греф пытается на свалке нагреться и сына туда пристроить.

Интересно, что где Греф, там же и связка Мишустин-Артемьев. Очень полезные люди в мусорном бизнесе…

Тут интересно – митинги по свалкам используют особенно в тех территориях, где мэры так или иначе уже неудобны и можно поменять на других людей – тоже людей из команды. <…>

Та же группа любит приглашать на работу топовых блоггеров, есть отношения с Венедиктовым (связка Дюмин-Песков). У Дюмина по связям с пиаром женщина, которая своё фото скрывает ото всех, раньше работала у Ходорковского.

Ирину Воробьёву по поручению Венедиктова пытались в топ-блоггеры продвинуть. Ну и Маша Сергеева, ближайшая подруга Бароновой.

Юденич в хорошем контакте с представителями Ходора. Её назначение приветствовала Баронова. Марина же пела дифирамбы Собчак за участие в Волоколамских делах. <…>

По-сути половина «двора» Путина так или иначе через людей контачит с Ходорковским. На уровне пиарщиков и разных прихвостней прослеживается. 

Часть контактов и отношений держится на личной ненависти к Сечину».

 

Попытки административного давления

Как сообщали СМИ, помимо организатора митинга А. Любимова, в Волоколамске были также задержаны 18 митингующих. Их свозят в Истринское ОВД. Еще задержали несколько участников автопробега. по предварительным данным от 12 до 18 человек. Повезли все в ту же Истру… Однако затем, судя по всему, после поступившей команды в рамках «ручного управления», их всех выпустили.

 

Некоторые выводы

  • Протесты в Московской области и, в частности, Волоколамске, идут по нарастающей. Участие в митинге протеста трети (!) жителей Волоколамска – это серьёзнейший фактор. Очевидно, что аналогичные протесты потенциально могут начаться и в других населенных пунктах МО и не только;
  • Также очевидно, что мощнейший потенциал протеста используется некой организованной силой, связанной как с бизнес-интересантами (в частности, лоббистами программы строительства мусоросжигающих заводов), так, и, возможно, системными либералами, которые под маской «неполитического протеста» реализуют политические акции;
  • Протесты проходят в соответствии с новейшей западной технологией «NIМBY — Not In My BackYards» силам искренних активистов;
  • Не исключено, что кризис, имеющий объективную подоплеку, искусственно усилен путем закрытия свалок и иных действий;
  • Это не отменяет факт крайне мощного протестного потенциала масс, находящегося в режиме «сжатой пружины»;
  • Организаторы протеста используют высокий рейтинг «Путина» (множество плакатов типа «Путин – помоги!»), что в дальнейшем может быть использовано и для обрушения этого рейтинга в интересах либералов;
  • Позиции губернатора Воробьева явно ослабляются с каждым днем;
  • Осуществляются информационные «вбросы» об активности в Московской области структур Ходорковского, якобы имеющего тесные связи с правительством области и пытающегося выстроить связи с организаторами протеста из групп влияния в «элите» РФ;
  • Ситуация ставит на повестку активизацию протестных организационных структур КПРФ. Способны ли они структурировать протест в нужной партии и ее союзникам форме?

 

 

Исполнитель исследования:

А. М. Богачев, зам. редактора «Радио «Слово», консультант ЦИПКР

Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук

Для контент-анализа использованы материалы

системы «Медиалогия» и публикации в Telegram

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний

Центр исследований политической культуры России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *