«Великая мусорная война»: острота проблемы, противоборствующие кланы, электоральные последствия. Аналитический обзор публикаций в традиционных СМИ и новых медиа

Введение

2017 год можно по праву назвать годом начала «Великой мусорной войны».

Центром ее стали Москва и Московская область, где проживает 10% населения России и производится 20% всего российского мусора.

Спусковым крючком стали новации в мусорном законодательстве, которые в 2018 году превратят мусор в «супербизнес» (единые операторы, новые тарифы, платежи производителей, требования по сортировке, переработке, уничтожению отходов и рекультивации земель).

Но главный детонатор данной войны — это программа реновации Москвы.

У Москвы практически нет собственных полигонов для утилизации бытовых отходов и прочего мусора. Существующие же полигоны переполнены. Таким образом, Москва объективно заинтересована в утилизации огромного количества мусора в расположенных на территории Московской области свалках, тогда как ресурс этих свалок тоже практически выработан.

Это – первый фактор.

Второй фактор заключается в продвижении группой С. Чемезова в кооперации с группой С. Иванова программы масштабного строительства в РФ мусоросжигающих заводов. Они дешевле мусороперерабатывающих, но экологический вред от технологии сжигания – зашкаливает.

Так Сергей Иванов заявил, что Россия закупила мощности для переработки мусора в электроэнергию. В 2018 году в Московской области будет построено четыре таких завода. Один завод будет построен в Татарстане.

 

Обострение проблемы

Одним из путей решение проблемы является тактика ее «обострения».

Вероятно, именно в результате выбора данной тактики из 43 полигонов Москвы и Московской области за 2017 год было закрыто 22. Например, по решению С. Собянина закрыт крупнейший полигон «Малинки», в увеличение мощностей которого Правительство Москвы вложило 500 млн. рублей. Еще один пример — прямым решением В. Путина закрыт полигон «Кучино».

По сути, закрытие 50% свалок в Москве и Московской области мгновенно переполнило оставшиеся 50%.

При этом «цена вопроса» очень высока: рекультивация только полигона «Кучино» требует 4 млрд. рублей.

Отметим, что расчёты по объёму мусора между правительством Москвы и правительством Московской области расходятся более чем в 20 раз.

Власти Московской области настаивают на том, что программа реновации Собянина грозит экологической катастрофой Москве и Московской области.

Речь идёт о будущем распределителе ежегодного бюджета в 3-4 триллиона рублей и бюджете программы реновации на ту же сумму, а также о должностях мэра Москвы и губернатора Московской области, которые будут замещаться 9 сентября 2018 года.

Итак, свалки — сегодня самое слабое место как программы реновации Собянина, так и внутренней политики правительства Московской области.

Подробнее о сути вопроса

Приведем некоторые количественные данные.

Население Москвы и Московской области официально составляет около 20 млн. человек, а неофициально превышает 26 млн. человек, составляя 18% населения России.

При этом площадь объединённого региона составляет 0,26% территории России.

Население региона образует 11,7 млн. тонн или 65 млн. куб. метров бытового мусора – твердых коммунальных отходов (ТКО) в год только по месту проживания.

В офисах и на предприятиях образуется ещё не менее 3,3 млн. тонн ТКО в год.

Итого, Москва и Подмосковье производят до 15 млн. тонн ТКО в год.

Это —  22-25% ТКО всей России…

Поэтому, как мы отмечали выше, проблема с мусором по определению всегда была чрезвычайно острой в Москве и Подмосковье, однако ее обострили ряд неразумных действий властей и изменение законодательства.

Подробнее проследим некоторые шаги, о которых мы упомянули выше…

1 июля Москва присоединяет к своей территории часть Подмосковья, т.н. Новую Москву и увеличивает свою площадь в 2,36 раз. Вместе с Новой Москвой в территорию Москвы попадают крупнейшие полигоны Подмосковья (Щербинка, Саларьево, Ракинки, Сосенки, Малинки…). Более того, Москва начинает вкладывать в развитие этих полигонов большие деньги (Малинки).

В свою очередь, губернатор Воробьев, считая, что проблема вывоза мусора из Москвы решена, в 2013 году обращается к Президенту по поводу закрытия и рекультивации 22 полигонов и 5 свалок. Полигоны и свалки были закрыты, а вот новые – не построены. На фоне этого мэрия Москвы запустила программу реновации.

А в 2014 году Государственная Дума РФ приняла решение, согласно которому с 1 августа 2014 года все свалки и полигоны в городской черте стали незаконными. От этого пострадали все большие города, но Москва особенно, так как незаконными стали и полигоны на территории Новой Москвы, которые сохранились бы, если не изменение границ 2012 года…

Начался фактически «мусорный хаос». Москва осталась без мусорных полигонов, Подмосковье же сократило количество полигонов. Изменилась полностью и логистика обращения с мусором. Оставшиеся полигоны начали стремительно переполняться…

Ну, и последний фактор мусорной войны — это реформа обращения с отходами, которую надо провести с 1 января 2019 года. Эта реформа ещё больше сокращает количество полигонов и свалок. Теперь полигон должен находиться в территориальной схеме и в реестре Росприроднадзора, иметь лицензию и тариф РЭК, а деньги на его содержание перечисляются региональным операторам.  Отметим, что данная реформа не затрагивает Москву, а Подмосковье в связи с этим никак не может определиться с выбором регионального оператора.

Напомним также, про интересы группы Чемезова, продвигающего идею строительства заводов для сжигания мусора по 30 млрд. рублей за каждый.

 

Группы интересантов

Ко всему этому добавляются выборы и в Москве, и в Подмосковье.

В настоящий момент эксперты полагают, что сформировались две группы интересантов по будущей конфигурации власти в Москве и Московской области.

Обе группы понимают, что нужен одновременный контроль за обоими субъектами.

Это диктуется программой реновации Москвы, единой территориальной схемой обращения с ТКО, промотходами, строительным мусором, единой транспортной схемой региона…

К первой группе, как правило, причисляют — Собянина, Чемезова, Вайно и их партнёров. Их задача — сохранить Собянина и провести на область своего человека.

Ко второй группе относят — Воробьева, Ковальчука, Кириенко и их партнёров. Их задача — сохранить Воробьева и провести на Москву своего человека (не исключён вариант: Кириенко — мэр Москвы).

13 февраля на заседании комитета по экономической политике Совета Федерации глава ИнтерРАО Борис Ковальчук заявил: «У нас есть проекты, связанные с мусором. Это огромные, дорогие объекты, к энергетике не имеющие никакого отношения. Это проекты утилизации мусора, проекты ЖКХ, но их осуществляют за счёт денег энергетиков, денег наших потребителей…»

Очевидно, что Ковальчук имел в виду программу строительства мусоросжигательных заводов, продвигаемых группой Чемезова.

Уже сейчас идёт строительство 5 таких заводов общей стоимостью 150 млрд. рублей (стоимость по мнению ряда экспертов завышена в 2-3 раза от реальной).

Многие эксперты считают, что главная задача проекта — заработать на строительстве сомнительных заводов, а дальше нагрузка на их содержание ляжет на регионы, на энергетиков, и, в итоге, на население.

Отразится это и на стоимости электроэнергии, так как мусорный кВт дороже обычного в 4-5 раз.

Соответственно, Чемезову и Собянину в Московской области нужен губернатор-«печник», а Ковальчукам и атомщику Кириенко такая «энергетика» не нужна.

Согласно мнению ряда экспертов, сортировкой мусора вместо сжигания готовы заняться дети Чайки и Грефа. Существует экспертное мнение, согласно которому «Воробьев — креатура Ковальчуков, Кириенко, Чайки, Грефа и Шойгу», а «Ликсутов креатура Чемезова, Собянина, Махмудова, Бокарева и измайловских….»

Также согласно поступающей от экспертов информации, все последние экологические войны «контролирует» председатель комитета по экологии Госдумы Бурматов. Хотя, наверное, его роль сильно преувеличена – не та фигура для ключевой роли в столь масштабной войне.

Хотя в истории со свалками в Подмосковье, «следы» самого депутата и его волонтёров видны невооруженным глазом.

В октябре 2017 года он становится председателем комитета по экологии и защите окружающей среды.

Именно с этого дня начались проблемы министра природных ресурсов и экологии РФ С. Донского: «великая мусорная война» в Подмосковье, Стоп-ГОК на малой родине в Челябинске, «ужасы» про отлов бродячих собак в городах ЧМ-2018 и много других историй.

По факту – идет борьба за пост Донского в новом правительстве.

Вообще, по мнению экспертов, удар по Воробьеву — это удар по всей команде «преемники», костяк которой состоит из губернаторов Дюмина (Тульская), Миронова (Ярославская), Воробьева (Московская) и бывшего губернатора Калининградской области Зиничева, и которая связана с неким «консенсусом в договорённостях Путина с силовиками».

 

Политическая повестка и электоральные последствия

Пока тему «великой мусорной войны» властям удается купировать. С одной стороны, президентские выборы отвлекли внимание. С другой, телеящик проблему замалчивает, а всплески в социальных сетях не приобрели еще катастрофических для власти масштабов. Хотя, благодаря пиару в Волоколамске Собчак здесь удвоила свой электоральный результат по сравнению со средними показателями по региону.

Вместе с тем, очевидно, что в политическое «обрамление» проблемы уже вписываются самые разные силы – от «Левого фронта» (жители заставили свернуть флаги «ЛФ» на одном из митингов) до националистов и структур Навального.

Кстати, раскачка ситуации ведется оппонирующими сторонами профессионально. Достаточно вспомнить «девочку в красном», которая на видео троллит Воробьёва и демонстрирует в отношении него неприличные жесты. Это, конечно, еще не пиар-кампания вокруг «девочки Баны» из сирийского Алеппо с его гуманитарной катастрофой, но находки в этом же ряду. Политическая борьба все более становится постановочной и театрализованной.

Понятно, что электоральные последствия «мусорной войны» — это не только исход борьбы за посты руководителей московского макрорегиона. А значит, возможность распоряжаться огромными ресурсами.

«Великая мусорная война» — это и угроза для поствыборной стабильности. Когда на кону здоровье отравленных свалочными газами детей (Волоколамск) или страшная гибель в огне детей (Кемерово), ни 77 процентов за Путина в Московской области, ни 90 процентов за него в Кузбассе не спасают власти (пока местные) от жесткого недовольства. И в этой связи первые попытки «мусорной люстрации» чиновников по украинскому варианту – это еще цветочки. Здесь за рейтинг Путина (Януковича – смотри на украинских примерах) – не спрячешься.

В этой связи большой общественный запрос на Правду. Правду о ситуации, правду об ответственных, правду о людоедской сущности капитализма с его погоней за прибылями. Правду о путях решения ситуации, как в локальном, так и общенациональном масштабах. Политическая сила, которая займет эту позицию Правды и будет ее тиражировать в массы – та и получит общественную поддержку.

 

Некоторые выводы:

  • Мусорная тема по масштабу инвестиций является не менее, а, может, быть, даже и более масштабной, чем программа московской реновации;
  • При этом программа реновации не может быть полноценно реализована без решения вопроса с утилизацией соответствующих отходов;
  • В результате закрытия 50% подмосковных свалок и хищнической эксплуатации оставшихся, экологическая проблема в Подмосковье стала крайне острой, а ее решение – безотлагательным;
  • Масштаб проблемы и ставки в ней (финансовые, политические, экологические) столь высоки, что противостояние кланов может привести к непредсказуемым последствиям;
  • Вызванная несогласованными и безответственными действиями ряда чиновников угроза экологической и социальной катастрофы становится здесь отдельным фактором;
  • Строительство мусоросжигательных заводов может стать самостоятельной проблемой (экологической и политической), хотя в настоящий момент в случае заключения вынужденного союза между группой Чемезова и стоящими за губернатором Воробьевым кланами не исключено принятие решения о массовом и экстренном строительстве таких заводов в Московской области;
  • В любом случае проблема «мусорной катастрофы» и «мусорной войны» в ближайшее время будет становиться все более острой и значимой в политическом плане, особенно в контексте предстоящих выборов;
  • КПРФ при грамотной политике способна стать субъектом процесса на стороне интересов рядовых граждан. Это особенно значимо в условиях, когда основные участники конфликта вошли в состояние клинча, цейтнота и цугцванга для власти одновременно;
  • Срочно нужна от имени Зюганова хотя бы краткая концепция-предложения от КПРФ по данной проблеме. Промедление в программном обеспечении на этом фронте может стоить КПРФ серьезных электоральных потерь.

Подготовили – С.П.Обухов, А.М.Богачев

Отв. за выпуск – С.П.Обухов и Е.Б.Шабарова

Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний

Центр исследований политической культуры России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *