Сектор политического мониторинга Отдела по проведению избирательных кампаний совместно с ЦИПКР в канун президентских выборов ведет хронометраж выступлений кандидата в президенты от КПРФ П. Н. Грудинина пяти основных федеральных телеканалах («Первый», «Россия 1», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ). Методика мониторинга федерального политического телеэфира разработана ЦИПКР. Используется база данных системы «Медиалогия».
1 февраля 2018 года П. Н. Грудинин был упомянут в 22 телесюжетах, десять из них вышли на центральных федеральных каналах. В них для прямой речи политика было выделено 3 минуты 59 секунд.
Аналитические передачи и интервью с кандидатом в данный период не выходили (Табл.1).
Таблица 1
Структура общего синхрона П. Грудинина на федеральных телеканалах
Телеканал/Дата |
23-31/12 |
1-13/01 |
14-20/01 |
21-27/01 |
28/01 |
29/01 |
30/01 |
31/01 |
01/02 |
«Первый» |
125 |
36 |
236 |
122 |
17 |
— |
— |
83 |
45 |
«Россия» |
2758 |
53 |
371 |
239 |
127 |
— |
— |
131 |
143 |
НТВ |
66 |
38 |
51 |
27 |
— |
— |
— |
14 |
20 |
ТВЦ |
183 |
24 |
183 |
275 |
— |
49 |
— |
28 |
31 |
Рен-ТВ |
0 |
23 |
230 |
0 |
— |
— |
— |
— |
— |
Всего |
3132 |
174 |
1071 |
663 |
144 |
49 |
0 |
256 |
239 |
Рассмотрим, как изменялся общий объём выделенного П. Грудинину синхрона (График 1)
График 1
Динамика синхрона П. Грудинина на федеральных телеканалах
Динамика суммарного лидерского эфира за период избирательной кампании выглядит следующим образом (график 2):
График 2
Динамика суммарного лидерского эфира, 22 дек – 31 января
Таким образом, 31 января в сравнении с 30 января упали доли В. Жириновского (с 57 до 38%), Г. Явлинского (с 18 до 15%) и Б. Титова (с 20 до3%).
Одновременно резко возросли доли П. Грудинина (с 3 до 25%) и К. Собчак (с 3 до 19%).
Кандидаты на пост президента 1 февраля не приглашались в аналитические передачи и не давали интервью на центральных федеральных каналах.
Рассмотрим, сколько сообщений с цитированием предоставлялось основным кандидатам в президенты в данный период на всех федеральных каналах, включая пять центральных (Таблица 3)
Таблица 3
Присутствие кандидатов в президенты на всех федеральных каналах, в аналитических передачах, а также интервью с ними:
ФИО |
Всего сюжетов |
Цитирование |
Аналитика и интервью |
1.П. Н. Грудинин |
22 |
9 |
— |
2.В. В. Жириновский |
22 |
8 |
— |
3.Б. Ю. Титов |
15 |
6 |
— |
4.Г. А. Явлинский |
13 |
4 |
— |
5.К. А. Собчак |
15 |
1 |
— |
Таким образом, 1 февраля П. Н. Грудинин разделил первое место по количеству сюжетов с В. Жириновским (по 22 упоминания), но обогнал лидера ЛДПР в цитировании (девять против восьми сюжетов с упоминаниями).
Б. Ю. Титов был упомянут в 15 сюжетах, был процитирован в шести. Г. А. Явлинский упоминался в 13 сюжетах, был процитирован в четырёх. К. А. Собчак упоминалась в 15 сообщениях, но процитирована была только в одном.
Рассмотрим количество сообщений, посвящённых всем кандидатам с начала избирательной кампании на одном графике:
График 3
Структура сообщений с упоминаниями кандидатов,
22 декабря – 1 февраля
Некоторые выводы:
·1 февраля П. Грудинин упоминался в 22 сюжетах, 10 из них вышли на центральных федеральных каналах: по три на «Первом» и «России» и по два на НТВ и ТВЦ. Кандидату было предоставлено около четырёх минут времени для прямой речи.
·Аналитические передачи и интервью в данные период не выходили.
·Чаще всего 1 февраля в эфир федеральных каналов выпускались высказывания П. Грудинина (девять раз). Второе по цитированию место занял В. Жириновский (восемь сюжетов с прямой речью). Б. Титов был процитирован шесть раз, Г. Явлинский – четыре раза К. Собчак – один раз.
·1февраля П. Грудинин, в основном, упоминался в связи с его поездкой на Урал, а так же как зарегистрированный кандидат.
·Поездка была освещена всеми четырьмя федеральными телеканалами, упомянувшими в этот день кандидата от КПРФ, без явного негатива.
Исполнитель исследования – А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ. Методика – А.Н.Васильцова.
Отв. за выпуск – С.П.Обухов, Член Президиума, Секретарь ЦК КПРФ
Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний
Центр исследований политической культуры России.