Доктор политических наук Сергей Обухов в своем telegram-канале @ObuhovPRO прокомментировал ситуация с масштабным сбоем в торговых сетях и на АЗС («торговый апокалипсис») и возможность появления сценариев «черный лебедь» (критические события, которые невозможно предсказать, но которые коренным образом меняют ход событий) во время президентской выборной кампании.
PRO первого «черного лебедя» по ходу президентской кампании
«Черный лебедь» — определенные критические события, которые невозможно предсказать, но которые коренным образом меняют ход событий.
1. «Торговый апокалипсис» 20 декабря из-за массового сбоя в работе кассовых аппаратов в ключевых торговых сетях «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Магнолия», «Магнит», а также на АЗС «Газпром нефти» и «Роснефти» — это первый маленький «черный лебедь», прилетевший в крупные города по ходу выборной президентской кампании. На пике предновогодней торговли довести до раздражения (хорошо – не до озверения) массового потребителя вряд ли было целью компания «Штрих-М» и др., напортачившими с прошивкой торгового оборудования. Или им «напортачили», зная уязвимость импортного ПО.
Кстати, в истории у наших соседей в Польше был подобный рождественско-новогодний «черный лебедь». В 1970 году власти ПНР на ровном месте раздраконили потребителя на пике рождественской торговли, объявив некоторое повышение цен. В итоге получили восстание рабочих в Гданьске, возникновение «Солидарности» и крупный политический кризис. В День чекиста, думаю, чекисты разберутся с «вредителями» и импортерами программного обеспечения. И дальше раздражения миллионов покупателей дело не пойдет – проблему купируют. Но сам факт уязвимости общественно-политической стабильности в России – налицо.
2) На фоне «технократической бесцветности» президентской кампании Путина и довольно блеклых и традиционных мероприятий, включая «форум ОНФ» сегодняшний «торговый апокалипсис» — это тревожный звонок. При всем запредельно высоком рейтинге Путина социологи сегодня активно обсуждают тот факт, что он «полый», формальный, не наполнен позитивным содержанием. Россияне, по данным социологов, не ждут от четвертого срока Путина улучшения жизни. Оценки достижений третьего срока, как говорят социологи РАН, – не впечатляют. Из девяти ключевых показателей только борьба с терроризмом оценивается в плюсе. Поэтому столкновение с возможным внезапным изменением общественно-политической реальности хрупкого, чугунного рейтинга Путина может привести к отколам и трещинам. Тем более, что назревает запрос на перемены, а кризисная стабильность все меньше воспринимается избирателями как абсолютная ценность.
3) Понятно, что планировать любого «черного лебедя» не может ни власть, ни оппозиция. На то он и «черный лебедь». Но анализировать и учитывать вероятность подобного хода событий обязаны все.
Итак, на наш взгляд, возможные сценарии «черного лебедя» по ходу выборной кампании:
— Бунт элиты после оглашения новых санкций 2 февраля 2018 года и активной реализации английского «Закона о криминальных финансах» («Criminal Finances Act»). Кстати, лоббистская кампания российских олигархов в Конгрессе и Минфине США с тем, чтобы их не включали в санкционный доклад, уже расценивается Госдепом как первая победа. Не зря ставится цель изменить поведение российских нуворишей и сделать для них Путина «токсичным» политиком.
— Жесткие провокации против «нейтральных» российских спортсменов на Олимпиаде и, главное, телевизионная картинка унижения национального достоинства России,
— «Похищение или исчезновение Навального» (по образцу похищения кандидата в президенты Рыбкина в 2004 году),
— Масштабные теракты или техногенные катастрофы.
Конечно, не дай Бог нам всяких «черных лебедей». Но понимать, что такое возможно – надо.