В период с 6 по 9 июня 2017 года Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) совместно с подотделом по аналитике и социсследованиям Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний был проведён экспресс-социологический опрос в Республике Бурятия.

Опрос охватил 500 респондентов из 12 населённых пунктов Республики Бурятия. Выборка репрезентативная, случайная, квотированная по половозрастной структуре и урбаностратам. Метод – телефонные интервью.

Проблемное поле республики

В канун выборов главы республики респондентам в режиме открытого вопроса было предложено назвать ключевые, на их взгляд, проблемы, которые более всего беспокоят население Бурятии. Допускалось несколько вариантов ответов.

Анализ интервью позволил в первом приближении очертить проблемное поле республики (табл.1).

Таблица 1.

На Ваш взгляд, какие самые острые проблемы сейчас в Республике Бурятия? Сможете назвать?

 

1.      Проблема В процентах
1.      «Убитые» дороги 19
2.      Безработица 18
3.      Низкие зарплаты и пенсии 14
4.      Проблемы образования, нехватка школ и детсадов 8
5.      Развал промышленности 7
6.      Проблемы здравоохранения, нехватка врачей 6
7.      Невнимание к развитию сельского хозяйства 6
8.      Низкое качество услуг ЖКХ, водоснабжение и высокие тарифы 6
9.      Пожары 5
10.  Преодоление коррупции 3
11.  Ветхое жилье 3
12.  Уборка мусора, экология 2
13.  Пьянство 1
14.  Другие, много, не могу сформулировать, не знаю 30

 

Как видно, набор проблем – стандартный для депрессивных регионов – проблемы инфраструктуры, безработицы, низких зарплат и пенсий.

В данном случае несколько удивляет, что традиционная проблема «убитых дорог» оказалась не просто в лидерах, а во главе списка республиканских проблем.

Высокий ранг проблем в сфере образования, особенно – вроде бы по отчетам решенная проблема доступности дошкольного образования.

Традиционны для депрессивных регионов многочисленные жалобы на «развал», «невнимание» к развитию промышленности и сельского хозяйства. Примерно такой же ранг остроты имеют проблемы в доступе к медицине. Особо здесь респонденты указывали на нехватку врачей.

Бурятской спецификой, видимо, являются значимость проблем пожаров и уборки мусора.

А вот высокий в других регионах ранг проблем пьянства и наркомании в Бурятии, видимо, не осознан. Граждане не воспринимают это как серьезную социальную проблему.

 

 

Таблица 2.

Назовите главные, на Ваш взгляд, проблемы

(многовариантность ответов пересчитана в показатели на 100%)

Блок проблем РФ, 2017 г. Бурятия, 2017
Бедность, низкие зарплаты и пенсии, рост цен, проблемы с жильем и ЖКХ, медицина, образование, другие социальные проблемы 34 30
Безработица и закрытие предприятий 11 14
Благоустройство и качество среды 2 5
Дороги и транспорт 4 15
Коррупция, беззаконие и неэффективность власти, 16 2
Финансово-экономический кризис, проблемы производства 4 10
Внешняя политика 1
Другие, много, не могу сформулировать, не знаю 28 23

 

Довольно низкий уровень жалоб на коррупцию. Видимо, эта проблема входит в разряд не вопиющих, а привычных, обыденных.

Сравнение проблемного вопроса в Бурятии с недавними данными, полученными ЦИПКР в ходе общероссийского опроса, выявляют довольно существенную республиканскую специфику (табл.2)

Очевидно общее социально-экономическое неблагополучие Бурятии на общероссийском фоне.

Если острота ряда проблем социальной сферы – от медицины, здравоохранения, зарплат и пенсий на общероссийском уровне, то в других отраслях показатели гораздо хуже общероссийских. Это особая острота проблемы безработицы и закрытия производства – в Бурятии она в 1,3 раза заметнее. Пожары придали особый ранг проблемам благоустройства и качества среды, экологии. Почти катастрофой на общероссийском фоне выглядит транспортная ситуация в республике. Проблемы кризиса и развала производства также намного острее общероссийских.

На этом фоне явно меркнут в Бурятии традиционные российские проблемы коррупции и неэффективности власти. Очевидно, что их не меньше, но проблемы выживания – затмевают.

Таким образом, депрессивность региона, невнимание властей к проблемам развития производства, социальной и транспортной инфраструктуры делают социально-экономическую ситуацию в республике довольно острой. Особенно заметно это на общероссийском фоне.

Интерес к предстоящим выборам

Исследование фиксирует повышенный интерес к предстоящим выборам.

Естественно, метод телефонного интервью, где традиционно высок уровень отказов от участия в опросе социально пассивных и маргинализованных групп граждан, сам по себе агрегирует в выборке преимущественно социально активных избирателей.

 

График 1

10 сентября состоятся выборы главы Республики Бурятия. Намерены ли Вы участвовать в них?

Но даже эта особенность при сопоставлении с другими регионами и аналогичными общероссийскими опросами показывает интерес жителей Бурятии к предстоящим выборам (гр.1)

Как видим, три четверти респондентов, согласившихся участвовать в опросе, декларируют свою заинтересованность в голосовании.

Экспертно можно предположить, по опыту аналогичных опросов, что явка на выборы может составить до 50 процентов (корректирующий эмпирический коэффициент к декларируемому показателю готовности голосовать — 0,6-0,65).

Лидерский потенциал представителей различных политических сил

Исследование позволило выявить лидерский потенциал представителей различных политических сил.

Естественно, интерес представлял кандидат правящей партии «Единая Россия» врио главы республики Алексей Цыденов.

К моменту опроса он в должности главы провел почти 100 дней. Массированная информационная кампания, которая сопровождает всю его деятельность, как показал опрос, была довольно эффективной (табл.3).

Как видим, лишь каждый десятый опрошенный пока ничего не слышал о новом врио главы республики. Еще две пятых жителей пока не составили о нем никакого представления.

В то же время 39 процентов респондентов заявили, что новый временный руководитель республики произвел на них положительное впечатление. О негативных оценках сообщили только 2 проц. респондентов. Нейтрально-равнодушное отношение к А.Цыденову декларирует еще 7 проц. опрошенных.

 

Таблица 3

Слышали ли Вы об Алексее Цыденове, врио главы республики и какую можно дать оценку его деятельности?

 

Мнение В проц. в целом
1. Ничего не слышал о таком. 10
2. Фамилию слышал, но знаю о нём не достаточно, чтобы оценить. 40
3. Положительная оценка. 39
4. Негативная оценка. 2
5. Нейтральная оценка, равнодушное отношение. 7
6. Без ответа. 2

 

В любом случае можно отметить, что презентационный этап своей деятельности врио главы республики прошел успешно и задачи узнаваемости он решил. При этом доминируют позитивные оценки его деятельности при минимальном негативном фоне.

Одним из опытных в республике политиков является известный депутат Госдумы, представитель «Справедливой России» Иринчей Матханов. Его брат занимает пост вице-премьера в правительстве Цыденова, что усиливает его влияние.

Как показало исследование – Иринчей Матханов является довольно известной в республике политической фигурой, способной претендовать на пост главы республики (табл.4)

Таблица 4

Слышали ли Вы об Иринчее Матханове, экс-депутате Госдумы, представителе «Справедливой России» и какую можно дать оценку его деятельности?

 

Мнение В проц. в целом
1. Ничего не слышал о таком. 28
2. Фамилию слышал, но знаю о нём не достаточно, чтобы оценить. 42
3. Положительная оценка. 7
4. Негативная оценка. 4
5. Нейтральная оценка, равнодушное отношение. 16
6. Без ответа. 3

Как видно, 70 процентов жителей либо ничего не слышали о Матханове, либо знают о нем недостаточно. Соотношение позитива и негатива в оценке его деятельность в пользу небольшого позитива (7 проц. позитив и 4 – негатив).

Понятно, что с такими позициями в общественном мнении трудно всерьез бороться за пост главы.

Судя по исследованию, главным оппонентом представителю действующей власти, суждено быть лидеру республиканской организации КПРФ, члену Совета Федерации Вячеславу Мархаеву (табл.5)

Таблица 5

Слышали ли Вы о Вячеславе Мархаеве, лидере коммунистов республики, члене Совета Федерации и какую можно дать оценку его деятельности?

 

Мнение В проц. в целом
1. Ничего не слышал о таком. 18
2. Фамилию слышал, но знаю о нём не достаточно, чтобы оценить. 41
3. Положительная оценка. 22
4. Негативная оценка. 3
5. Нейтральная оценка, равнодушное отношение. 13
6. Без ответа. 3

 

Как видно, неизвестно имя Мархаева – лишь каждому шестому жителю республики. Хотя две пятых пока не составили своего мнения о лидере коммунистов республики.

В то же время, каждый пятый-четвертый житель республики положительного мнения о Мархаеве.

Заметим, что за ним почти нет негатива. Несмотря на активную кампанию по дискредитации Мархаева, которую развернули близкие к партии власти СМИ, негативные оценки деятельности Мархаева – минимальны (3 проц.).

Обобщая оценки лидерского потенциала, можно составить рейтинг позитивности восприятия основных претендентов на пост главы республики (гр.2)

График 2

Рейтинг позитивности восприятия основных претендентов на пост главы Республики Бурятия

Как видим, рейтинг позитивности в оценке деятельности Циденова и Мархаева соотносится как 37 на 19. В то же время у каждого из соперников большое поле для дальнейшей предвыборной деятельности.

О недостаточности знания о Мархаеве и Циденове заявили практически равные доли избирателей (по две пятых). За их симпатии предстоит борьба в предстоящие месяцы.

Нейтрально-равнодушных при оценке Мархаева – 13 проц, а при оценке Цыденова – 7. Это тоже серьезное поле для конкуренции. «Расшевелив» эту категорию избирателей, кандидаты серьезно нарастят базу поддержки.

Естественно, замер электоральных рейтингов кандидатов будет целесообразен после определенности с составом кандидатов. Пока кроме основных соперников выдвинуты технические кандидаты – представители ЛДПР и «Коммунистов России».

Некоторые выводы

Экспресс-опрос, проведенный в канун старта предвыборной кампании за пост главы Республики Бурятия, позволяет сформулировать некоторые выводы.

  1. Депрессивность региона, невнимание властей к проблемам развития производства, социальной и транспортной инфраструктуры делают социально-экономическую ситуацию в республике довольно острой. Особенно заметно это на общероссийском фоне. Особая острота в Бурятии проблем безработицы и развала производства, благоустройства и качества среды, экологии. Почти катастрофой на общероссийском фоне выглядит транспортная ситуация в республике.
  2. Интерес к предстоящим выборам главы республики довольно высокий. Можно ожидать явки, близкой к пятидесятипроцентному рубежу.
  3. Состав основных соперников очевиден. Это врио главы республики А.Цыденов и лидер оппозиции, член Совета Федерации В.Мархаев. Хотя учитывая национальный состав республики возможно появление «третьей силы» в лице активного представителя русскоязычного большинства населения многонациональной Бурятии.
  4. Уровень известности основных претендентов – А.Цыденова и В.Мархаева – сопоставим. Хотя очевидно, что массированная пропагандистская кампанию в пользу врио главы дала свои результаты: рейтинг позитивности восприятия А.Цыденова больше, чем у В.Мархаева. Но и у того и другого претендента потенциал для усиления поддержки и формирования позитивного образа – большой. Особенно среди сельских избирателей. Здесь база неопределенности очень большая. И на формирование мнения работают как традиционные СМИ, так и неформальные каналы.
  5. С одной стороны, антимархаевская кампания в проправительственных СМИ пока не дала ощутимого негативного эффекта. С другой, какого-либо существенного публичного оппонирования деятельности врио главы пока не наблюдается и это видно по минимальным показателям негативности восприятия Цыденова.

В целом, уровень конкурентности выборной кампании в Республики Бурятия потенциально высок. Равно как и много факторов неопределенности, которые могут сработать по ходу кампании.

Отдел ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний

Центр исследований политической культуры России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *