Сергей ОБУХОВ, доктор политических наук

Год после смены краевой власти выдался непростым для новой команды. И дело не столько в наследии, а крайне тяжелой общеэкономической ситуации. Сегодня, например, 53 процента жителей Краснодара, это мартовский мониторинговый опрос нашего Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР) заявляют, что их сильно затронул кризис. При этом каждый десятый из них жалуется на сокращение зарплат, а 79 процентов на высокие тарифы, цены и инфляцию. Понятно, что эти факторы, в основном, вне сферы влияния краевых властей.

От новой команды в крае, прежде всего, ждали глотка свежего воздуха. По проведенному тогда по горячим следам опросу ЦИПКР жителей краевого центра лишь 26 процентов краснодарцев сокрушались, что без Ткачева краю будет плохо. Еще 28 процентов спрятали свое мнение за дипломатичной формулировкой («я рад, что теперь будет министр с Кубани), а еще четверть придерживались весьма «кровожадных» мнений в отношении экс-губернатора.

Формально запрос на кардинальное кадровое обновление на краевом уровне новый губернатор Кондратьев удовлетворил. Более того, объявлено о кадровой перезагрузке в самых проблемных городах – Краснодаре и Новороссийске. Но сопротивление уходящей команды оказалось, видимо, столь значительным, что «хвост» пришлось рубить частями. И окончательное решение по руководящим кадрам в крупнейших городах края отложено на сентябрь. Хотя, например, в Краснодаре, как показывают данные мартовского опроса ЦИПКР, решение об отставке мэра Евланова решительно поддерживает относительное большинство — 37 процентов опрошенных горожан, против – 28. Остальные либо неопределившиеся, либо сторонники промежуточных мнений.

«Перезагрузка» краевой власти и заявленная «перезагрузка» в Краснодаре, как оказалось, вызвали ожесточенное подковерное сопротивление старой команды. Теперь уже можно с высокой долей уверенности полагать, что пресловутый губернаторский закон об отъеме льгот на проезд у стариков и последовавшие волнения были весьма рукотворны и имели корни в старой команде. Врио губернатора тогда занимался выборами и кадровым обновлением и, видимо, чересчур передоверился уходящим кадрам. Теперь, наверное, многое стало понятно в «химизме» неприятных процессов и новому губернатору. В пользу этой версии свидетельствуют два факта. Протащивший пресловутый антиветеранский закон без нормального обсуждения в ЗСКК спикер Бекетов теперь готовится сражаться на праймериз за восьмиметровый кабинет депутата Госдумы в Москве. А прежний политический вице-губернатор Свеженец перебирается в «московскую Вандею» — Минсельхоз России, ставший прибежищем для лидеров прежней краевой команды.

Если сравнивать динамику мнений краснодарцев в отношении нового губернатора, то она весьма интересна. Если в декабре2015 года в ходе мониторингового краснодарского опроса ЦИПКР 25 процентов жителей столицы края считали, что Кондратьев по сравнению с Ткачевым более лучший губернатор (8 процентов полагали, что хуже), то в марте 2016 позитив для нового главы региона слегка подувял. Уверены, что Кондратьев лучше работает, чем Ткачев 17 процентов, хуже – 6 процентов. А остальные? А остальных респондентов это вопрос приводит «в ступор» ( «оба хороши» считают 18 процентов), либо они «закрываются» от интервьюера за формулировкой «не знаю, нет ответа» — 56 процентов ответов.

Как видим, после года работа и даже отсутствия громких пиар-успехов, а этим славилась команда Ткачева, у нового руководства края позитив восприятия в общественном мнении сохраняется. Но огромное большинство, в то же время, смотрит на деятельность новой краевой команды с настороженностью и «изподлобья».