Информационно-политические индексы, характеризующие деятельность парламентских партий: 2011 год
Об эффективности функционирования акторов политического процесса, к числу которых относятся и политические партии, можно судить по достаточно широкому спектру количественных и качественных критериев. Одним из такого рода интегральных показателей является масштаб и характер их присутствия в средствах массовой информации. Он позволяет понять, какие события из партийной жизни вызывают наибольший общественный резонанс, а значит, посредством деятельности информационного сообщества, доходят до избирателя. Ведь, как известно, именно средства массовой информации порождают общественное мнение и связанные с ним стереотипы мышления и заметным образом влияют на особенности восприятия тех или иных политических событий и политики, как таковой, каждым отдельным представителем социума и обществом в целом.
В связи с этим на основании контент-анализа публикаций федеральных и региональных медиа-источников (прессы, радио и телевидения), используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний рассчитывает информационно-политические индексы, которые определяются как доля упоминаний о парламентских партиях в информационном пространстве. При этом за 100% принимается общий объём сообщений обо всех политических силах, представленных в нижней палате Федерального Собрания РФ.
Кроме того, учитывается вычисляемый мониторинговой системы «Медиалогия» индекс информационного благоприятствования, который отражает «тональность» (позитив – нейтральность – негатив) и степень яркости информационных сообщений о рассматриваемых политических субъектах.
В аналитическую модель включён контент материалов СМИ о деятельности парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ: «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».
1. Информационные индексы парламентских партий
Контент-анализ публикаций СМИ с помощью системы «Медиалогия» позволил выявить следующую структуру медиа-пространства, в котором действуют парламентские политические партии (график 1).
График 1
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях в информационном политическом пространстве в 2011 году
См. график 1 в иллюстрациях к материалу
На протяжении 2011 г. количество сообщений о деятельности «Единой России» существенно превосходило объёмы информации, посвящённой активности иных парламентских партий. Разброс индексных показателей данной политической силы варьировал от июльских (максимальных) 61,8% до декабрьских (минимальных) 38,7%.
Информационные индексы КПРФ в 2011 г. были заперты в пределах от 18,8% (в июле – августе) до 24,8% (в декабре).
Доля присутствия «Справедливой России» в медиа-потоке колебалась от минимального количества информационных сообщений в январе (11,1%) и до их максимального числа – в декабре (19,4%).
Степень же представленности ЛДПР в средствах массовой информации менялась от июльских 7,7% до декабрьских 17,1%.
Выявленные закономерности изменения информационной активности парламентских партий были обусловлены сложившейся в России в 2011 г. общественно-политической конъюнктурой: протеканием политического процесса в условиях избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы VI созыва (4 декабря). Именно данное политической событие повлияло на изменение порядка наполнения информационного потока во второй половине 2011 г., проявившееся в постепенном в ходе избирательной кампании (сентябре – декабре) сужении пространства медиа-поля, отведённого «Единой России», и росте внимания СМИ к деятельности парламентской оппозиции. Ведь в условиях выборной кампании сохранение беспрекословного доминирования «ЕР» в медиа-пространстве означало бы явное нарушение избирательного законодательства, гарантирующего равный доступ участников «выборной гонки» к средствам массовой информации.
При этом компенсировать будущие потери и реализовать весь потенциал сконцентрированных в её руках информационных ресурсов партия власти, по всей видимости, решила ещё до официального начала избирательной кампании – в летний период, отмеченный небывало высокой степенью «экспансии» единороссов в медиа-пространство. С этой целью в июне – августе новостные ленты максимально заполнялись сюжетами о многочисленных партийных мероприятиях «ЕР» (молодёжном форуме «Селигер», проводимом праймериз по «отбору» будущих представителей партийного списка кандидатов в депутаты Государственной Думы VI созыва…), о не увенчавшейся успехом попытке проведения ребрендинга «партии жуликов и воров» в «Общероссийский народный фронт». А также богатой на пиар-ходы деятельности партийного лидера В.В.Путина: песни под гитару у костра с победителями акции «Стройотряд «Авторадио» в Сочи (июнь); разошедшиеся на цитаты выступления на Межрегиональной конференции региональных отделений «ЕР» Уральского федерального округа (июнь) и на встрече с работниками ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (июль); участие в байкер-шоу (август); присутствие на международном турнире по боям без правил (август); посещение лагеря археологов на Таманском полуострове, успешное погружение с аквалангом на дно Таманского залива и обнаружение там древнегреческих амфор (август)…
Однако стоит отметить, что небольшой рост числа упоминаний в средствах массовой информации парламентской оппозиции в октябре – декабре 2011 г. практически никак не повлиял на итоговое годовое процентное соотношение доли присутствия партий в медиа-потоке. Соответствующий вывод несложно сделать на основе сравнительного анализа показателей информационной активности парламентских партий за 2009 – 2011 гг. (таблица 1).
Таблица 1
Структура информационного пространства, в котором действуют думские политические партии: 2011 год
См. таблицу 1 в иллюстрациях к материалу
Распределение пространства медиа-поля по итогам 2011 г. сводилось: к 50,7% — у «Единой России» (при 52,9% в 2010 г. и 45,9% в 2009 г.), 22% — у КПРФ (против 23,3% — годом и 26,2% — двумя годами ранее), 14,6% — у «Справедливой России» (вместо прошлогодних 11,8% и 13,5% за 2009 г.) и 12,7% — у ЛДПР (в противовес 12% за 2010 г. и 14,3% за 2009 г.).
Полученные результаты, в целом, свидетельствуют о стабильности работы информационного сообщества по наполнению медиа-потока новостными сообщениями и закреплении за каждой из представленных в нижней палате российского парламента партией отведённой ей «ниши». При этом, как выяснилось, внести кардинальные изменения в сложившийся «баланс сил» в СМИ не способно даже такое масштабное политическое событие, как выборы в Государственную Думу.
При этом сопоставление показателей 2009 и 2011 гг. выявляет тенденцию на рост представленности в СМИ «Единой России» (50,7 против 45,9%) и «Справедливой России» (14,6 против 13,5%) и вытеснение на второй план КПРФ (22 против 26,2%) и ЛДПР (12,7 против 14,3%).
2. Информационные индексы думских фракций парламентских партий
Деятельность фракций Государственной Думы даёт каждый пятый-шестой информационный повод, если рассматривать обобщённую представленность в медиа-потоке.
Контент-анализ публикаций СМИ позволил выявить также структуру информационного пространства, в котором действуют думские фракции парламентских партий (график 2).
График 2
Динамика изменения доли публикаций о фракциях парламентских партий в информационном политическом пространстве в 2011 г.
См. график 2 в иллюстрациях к материалу
Динамика фракционных индексов рассматриваемых политических партий также выявляет доминирующую роль «Единой России» в политической системе российского общества. При этом пик активности депутатов-единороссов наблюдался в начале 2011 года (53,6% — в феврале против 42,3% — ноябре). Годовая доля фракции «ЕР» в медиа-потоке составила 46,9%, что существенно превосходит показатели прошлых лет: на 2,4% — 2010 г. и на 11,2% — 2009 г. (таблица 2).
Изменение среднегодового значения фракционного индекса КПРФ менее заметно: 25,7% — по итогам 2011 г. против 26,1% — годом и 26,7% — двумя годами ранее. В течение же 2011 года представленность депутатов-коммунистов в СМИ постепенно, но неуклонно сокращалась: от мартовского максимального значения в 33% до декабрьского в 20%.
Существенное ослабление позиций в 2011 г., по сравнению с предыдущими годами, отмечалось у «Справедливой России» (с 19,4% по итогам 2009 г. до 15,4% в 2011 г.) и ЛДПР (с 18% — в 2009 г. до 12% — в 2011 г.). При том, что на начало 2011 г. пришелся спад информационной активности эсеров (минимумом отмечен январь – 8,8%) и либерал-демократов (март – 5,4%), а на конец года – её ощутимый рост: до ноябрьских 17,8% — у «СР» и сентябрьских 16,9% — у ЛДПР.
Таблица 2
Структура информационного пространства,
в котором действуют думские фракции парламентских партий: 2011 год
См. таблицу 2 в иллюстрациях к материалу
3. Совокупные информационно-политические индексы, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций
Обобщение результатов контент-анализа публикаций СМИ, приведённых в таблицах 1 и 2, позволил определить структуру информационного пространства, в котором действуют как парламентские партии, так и их думские фракции (график 3, таблица 3).
График 3
Динамика изменения доли публикаций о думских партиях и их парламентских фракциях в информационном политическом пространстве в 2011 г.
См. график 3 в иллюстрациях к материалу
Совокупные показатели 2011 г., в целом, отражают обозначенные выше закономерности распределения медиа-пространства между парламентскими партиями и их фракциями в Государственной Думе ФС РФ: 50,2% остаётся за «Единой России» (при 51,2% — годом и 43,8% — двумя годами ранее), 22,5% — за КПРФ (что на 1,4% меньше уровня 2010 г. и на 3,8% — 2009 г.), 14,9% — за «Справедливой Россией» (против 12,8% — в 2010 г. и 14,7% — в 2009 г.), а 12,4% — за ЛДПР («-»0,3% от индекса 2010 г. и «-»2,6% от показателя 2009 г.).
Таблица 3
Структура информационного пространства, в котором действуют думские партии и их парламентские фракции: 2011 год
См. таблицу 3 в иллюстрациях к материалу
4. Совокупные индексы информационного благоприятствования, характеризующие деятельность думских партий и их парламентских фракций
Контент-анализ информационных сообщений, посвящённых деятельности рассматриваемых политических сил, позволил проанализировать не только количественный аспект присутствия парламентских партий в медиа-пространстве, но и его качественную сторону (таблица 4).
Таблица 4
Характер освещения в информационном пространстве парламентских партий и их фракций в Государственной Думе: 2011 г.
См. таблицу 4 в иллюстрациях к материалу
По итогам 2011 г. лидирующую позицию в рейтинге информационного благоприятствования заняла КПРФ, чей суммарный индекс информационного благоприятствования (ИИБ) достиг 120022 при минимуме одобрительных высказываний и ярких сюжетов – в феврале (3489,1) и их максимальном числе – в декабре (41091,4) (график 4).
ИИБ ЛДПР в 2011 г. варьировал от январских 776,6 до декабрьских 30795,8 и суммарно принёс ей показатель в 81642,8.
Менее позитивное информационное сопровождение своей деятельности получила «Единая Россия»: 74127 суммарного ИИБ по итогам года при максимальном индексе – в сентябре (27195,2) и минимальном – в ноябре (-8714,3).
Нестабильным в течение года было положение «Справедливой России», информационный «фон» деятельности которой менялся от, преимущественно, негативного в июле (при ИИБ, равном -1385,1) до исключительно позитивного в декабре (33852,2). Что в совокупности принесло эсерам показатель в 69664,4.
Примечательно, что в отдельные месяцы 2011 г. в медиа-пространстве фиксировалось устойчивое преобладание критических сюжетов о единороссах и эсерах, что не было свойственно коммунистам и либерал-демократам, чьи месячные индексы информационного благоприятствования ни разу в рассматриваемом году не перешли в отрицательную плоскость.
График 4
Динамика индекса информационного благоприятствования парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ за 2011 г.
См. график 4 в иллюстрациях к материалу
Итоговое процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес парламентских партий и их фракций в Государственной Думе в 2011 г., составило: 34,7% от суммарного партийного ИИБ – у КПРФ, 23,6% — у ЛДПР, 21,4% — у «Единой Россией», и 20,3% — у «Справедливой России» (график 5).
График 5
Процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес парламентских партий
и их фракций в Государственной Думе ФС РФ в 2011 г.
См. график 5 в иллюстрациях к материалу
Некоторые выводы
На основе проведённого исследования порядка наполнения медиа-потока новостными сообщениями о деятельности парламентских партий и их фракций в Государственной Думе ФС РФ в 2011 г. можно констатировать, что, с количественной точки зрения, существенных изменений он не претерпел. По-прежнему на протяжении всего года в большей части всех новостных сводок фигурировала «Единая Россия». Оппозиционные же партии оттеснялись на второй план, знаковые события из их «жизни» по возможности замалчивались или освещались достаточно скудно и блекло. При этом изменить «баланс сил» в средствах массовой информации не смогло даже такое знаковое политическое событие, как избирательная кампания по выборам депутатов нижней палаты российского парламента VI созыва, состоявшимся 4 декабря.
Показательными в этом плане являются результаты сравнительного анализа степени представленности парламентских партий в информационном пространстве в 2009 – 2011 гг., согласно которым, в 2011 г. наблюдалось:
— Существенное укрепление позиций «Единой России» по отношению к 2009 г. (суммарного показателя, составившего 50,2%, на 6,4%; партийного (50,7%) – на 4,8%; фракционного (46,9%) – на 11,2%) и небольшое ослабление по ряду параметров – к 2010 г. (совокупного – на 1%, партийного – на 2,2% при росте фракционного – на 2,4%);
— Достижение минимальной за три последних года доли присутствия в СМИ КПРФ: партией – 22% (против 26,2% — в 2009 г. и 23,3% — в 2010 г.), фракцией – 25,7% (при 26,7% — годом и 26,1% — двумя годами ранее), что суммарно принесло коммунистам показатель в 22,5% (в противовес 26,3% — по итогам 2009 г. и 23,9% — 2010 г.);
— Рост интереса информационного сообщества к «Справедливой России» (14,9% вместо 12,8% — в 2010 г. и 14,7% — в 2009 г.) как к политической партии (14,6% против 11,8% — годом и 13,5% — двумя годами ранее) и снижение его внимания к деятельности депутатов-эсеров (с 19,4% — в 2009 г., 16% — в 2010 г. до нынешних 15,4%);
— Снижение медиа-активности ЛДПР по сравнению с 2009 г. (партийной – с 14,3 до 12,7%, фракционной – с 18 до 12%, что суммарно выразилось в соотношении 15 против 12,4%), и её небольшой рост – по отношению к 2010 г. («+»0,3% к совокупному индексу, сбалансированному «прибавкой» 0,7% — к партийному и утратой 1,4% фракционного).
Однако, несмотря на немногочисленность сюжетов, отданных парламентской оппозиции в 2011 г., они способствовали, преимущественно, позитивному информационному сопровождению её деятельности. В первую очередь, данный вывод справедлив для КПРФ и ЛДПР, которые, по месячным индексам информационного благоприятствования (ИИБ), ни разу не прирастили себе информационный антирейтинг, чем отличись, между тем, их политические оппоненты. Итоговое процентное соотношение количества положительных высказываний, озвученных в адрес парламентских партий и их фракций в Государственной Думе в 2011 г., сводилось: к 34,7% от суммарного партийного ИИБ – у КПРФ, 23,6% — у ЛДПР, 21,4% — у «Единой России» и 20,3% — у «Справедливой России».
При этом максимизация ИИБ у представителей парламентской оппозиции наблюдалась по мере приближения выборов депутатов Государственной Думы VI созыва. Достижение же её представителями наивысшей «планки» (КПРФ – в 41091,4, «СР» – в 33852,2, ЛДПР – в 30795,8 при показателе «ЕР» в 5058,7) пришлось на декабрь, отмеченный ростом политической активности граждан Российской Федерации и усилением царящих в обществе протестных настроений в отношении существующего политического режима. Это, в свою очередь, свидетельствовало о смене направленности политического процесса, повышении доверия населения оппозиционным партиям и негативации образа партии власти.
Исполнитель исследования: Юшина А.В.
Координатор проекта: Васильцова А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ