«Тандемократия», утвердившаяся в российском обществе после избрания Д.А.Медведева на пост президента РФ и назначения В.В.Путина председателем российского Правительства, определяет специфику российского политического процесса. С одной стороны, властью предпринимаются усилия, направленные на поддержание имиджа главы государства как доминирующей фигуры российской действительности. А с другой — на сохранение неоспоримости влияния «национального лидера» и главы крупнейшей партии страны, монополизировавшей всю политическую сферу.
Данная тенденция политического развития является характерной чертой и для информационного пространства России. Для телевидения, радиовещания и прессы стало традицией почти синхронное освещение деятельности обоих лидеров страны: практически ни одна новостная сводка при освещении деятельности одного из представителей «тандема» не обходится без упоминания о другом, даже по незначительному поводу.
Однако, как бы не старались пиар-менеджеры В.В.Путина обеспечить его непревзойденность по отношению к «преемнику», число упоминаний о деятельности нынешнего президента РФ в значительной степени превышает медиа-активность премьер-министра.
Особый интерес представляет исследование данного процесса на примере российского телевидения, которое является главным рычагом влияния политической элиты на население, основным средством донесения до граждан информации о событиях из жизни страны и самым эффективным способом политического «воспитания» электората.
На основании контент-анализа 3988 сюжетов федеральных, региональных и зарубежных телевизионных каналов, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ исследует динамику присутствия в телеэфире Дмитрия Медведева и Владимира Путина (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина в январе 2011 года
Январь 2011 года | Декабрь 2010 года | Январь 2010 года | ||||
Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | |
Представленность в СМИ Д.А.Медведева | 2889 | 68,2 | 4578 | 64,8 | 2600 | 63 |
Представленность в СМИ В.В.Путина | 1349 | 31,8 | 2489 | 35,2 | 1529 | 37 |
Примечание: Подсчитано сектором по данным системы «Медиалогия»
Согласно данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», январь 2011 года ознаменовался существенным ростом информационной активности президента (с декабрьского уровня в 64,8 до 68,2%) и уменьшением числа телевизионных сюжетов, посвящённых деятельности председателя российского правительства, (31,8% против 35,2% месяцем ранее) (график 1).
График 1
Процентное соотношение степени представленности на телевидении Д.А.Медведева и В.В.Путина в январе 2011 года
Примечание: Составлено сектором по данным системы «Медиалогия»
Ещё более ощутимо поступательное усиление позиций Д.А.Медведева в телевизионном пространстве в сравнении с показателями января 2010 года, когда глава государства получил 63% эфирного времени, а его «соратник» по «тандему» — 37%, и с аналогичным уровнем 2009 года, зафиксировавшим президентские 51,5% против премьерских 48,5% (график 2).
График 2
Динамика информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на TV
в январе 2009 – 2011 годов
Примечание: Составлено сектором по данным системы «Медиалогия»
Анализ тематики телевизионных сюжетов, в которых фигурируют представители российского дуумвирата, позволяет выявить специфику работы информационного сообщества по формированию имиджа данных политических фигур, который в сознании граждан, в свою очередь, складывается в соответствующую «ментальную картинку» и укореняется в виде поведенческих установок.
В январе 2011 года на российских телеканалах Д.А.Медведев был представлен не чиновником, занимающим высший пост в государстве и по инерции исполняющим возложенные на него обязанности, как это было ранее, и не только лишь молодым прогрессистом, подверженным «модернизационным исканиям», а поистине «народным лидером».
В рассматриваемый период нынешний глава государства фактически «переориентировал» на себя чуть ли не всю социальную проблематику, которая доселе находилась в ведении В.В.Путина: им были затронуты и проблемы ЖКХ, и вопросы развития российской системы образования, материнства и детства, и необходимость усиления мер противопожарной безопасности…
Кроме того, президент не отрёкся от своего амплуа «защитника граждан от нерадивых бюрократов и коррупционеров», подтверждением чему может служить довольно широко обсуждавшийся Указ об оптимизации численности федеральных госслужащих от 3 января, а также многочисленные перестановки в органах внутренних дел как регионального уровня (Москвы, Республики Коми, Камчатского края, Кемеровской и Самарской областей), так федерального.
Наиболее вольготной почвой для проявления лидерских амбиций Д.А.Медведева и очередным поводом для нарастания конкуренции между дуумвирами стал теракт в московском аэропорту «Домодедово» 24 января. Примечательно, что путинская тематика внезапно перешла к его «партнёру» по «тандему». Если теракт в московском метро 29 марта 2010 года влился в контекст кампании В.В.Путина по искоренению терроризма, в «маленькую победоносную войну», которая в начале «нулевых» годов и привела его к власти, то события января 2011 года не сыграли на руку «национальному лидеру». На этот раз Путин предстал на телеэкранах лишь как председатель правительства России, отдающий распоряжения об оказании материальной помощи пострадавшим и контролирующий работу подотчётных ему министерств и ведомств. Ни на какие «сортиры» и «канализации» не было и намёка. За защиту же граждан взялся ранее «мягкий и нерешительный» президент, который не раздумывая стал «рубить головы» попустителям данной трагедии. Даже риторический стиль Медведева чем-то напомнил нам путинские речи прежних лет. По-лидерски были поданы сюжеты, посвящённые посещению главой государства московского метрополитена для ознакомления с предпринимаемыми для обеспечения безопасности пассажиров мерами, НИИ им. Склифосовского, траурной церемонии в храме Святителя Тихона в память о погибших при теракте, блиц-визиту на Всемирный экономический форум в Давосе, совещаниям с силовыми службами России…
Именно это событие породило новую волну дискуссий о нарастании антагонизма внутри правящего «тандема»: ряд экспертов даже усмотрели в словах Д.А.Медведева о безнравственности самопиара на трагедии людей прямую колкость в адрес бывшего наставника, рапортовавшего о блестящем окончании следственных операций.
Ещё одним весомым аргументом стало интервью президента телеканалу «Блумберг-ТВ», в котором он довольно недвусмысленно намекнул на сомнительность «процесса Ходорковского» (что противоречит точке зрения Путина, согласно которой, «вор должен видеть в тюрьме»), в очередной раз заявил о своей программной модернизации и вновь дал понять, что дальнейшая судьба путинской «Единой России» не так уж однозначна:
«…в последнее время у нас существует довольно мощная одна политическая сила, которая в настоящий момент контролирует ситуацию в парламенте. В этом есть, наверное, минусы, но в этом есть и определённые плюсы. В чём они заключаются? В 90-е годы Президент Ельцин не мог принять почти ни один закон, потому что он блокировался коммунистами и некоторыми другими партиями. Нам удалось принять нормальное законодательство. Но это не значит, что «Единая Россия» или какая-то другая партия должна получить мандат на управление на всё время…».
Традиционно в январе на телевидении освещалась и «протокольная» деятельность президента: заседания различных комиссий, совещания с руководителями российских регионов и министрами федерального правительства, международные визиты (в том числе, в Иорданию и Палестину)…
Роль же В.В.Путина в рассматриваемый период преимущественно была сведена к исполнению прямых премьерских обязанностей, за исключением сообщений о его присутствии на богослужении в храме Покрова Богородицы в селе Тургиново Тверской области в честь Рождества Христова и в храме Троицы Живоначальной на Воробьевых горах в память о погибших при теракте в «Домодедово», которые всё же подпитывали миф о «национальном лидерстве» данной персоны.
График 3
Динамика информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на TV
за период с 2009 по январь 2011 года
Примечание: Составлено сектором по данным системы «Медиалогия»
Анализ динамики информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина на TV за период с 2009 по январь 2011 года (график 3) позволяет заключить, что с IV квартала 2009 года явственно прослеживается тенденция на поступательное увеличение количества телевизионных сообщений, посвящённых деятельности президента и, как следствие, сокращение степени представленности на экранах премьера. В контексте же приближающихся президентских выборов 2012 года может быть интерпретировано как нарастание конкуренции внутри правящего «тандема» и неоднозначность её исхода.
Некоторые выводы
Проведённый анализ свидетельствует об относительной стабильности характера наполнения телевизионного пространства новостными сюжетами: количественное доминирование президента в ущерб премьер-министру.
В январе 2011 года позиции Д.А.Медведева заметно укрепились на 3,4% по сравнению с предыдущим месяцем, на 5,5% — с январём 2010 года и на 16,7% — с тем же периодом 2009 года.
За анализируемый временной отрезок существенно изменилась и тематика сюжетов, посвящённых деятельности партнёров по правящему «тандему»: телеканалы всё чаще представляют Д.А.Медведева как народного лидера, а не техническую фигуру, во всём запрашивающую разрешения у своего «политического покровителя». В.В.Путин же, в интерпретации телевизионного сообщества, начинает упускать из своих рук бразды «национального лидерства» и преимущественно изображается как хозяйственник-администратор.
Восприимчивость телевидения к основным веяниям политической жизни страны и фактически его включённость в российский политический процесс обосновывает интерес к изучению отражения наиболее актуальных проблем, в том числе и дилеммы «Путин – Медведев», на TV. Смена же подходов телевизионного сообщества к освещению деятельности ключевых фигур государства в контексте приближающихся президентских выборов 2012 года может быть расценена как «предчувствие» перегруппировки сил на политической арене, что в очередной раз доказывает тезис о неоднозначности ответа на ключевой политический вопрос.
Исполнитель исследования: Юшина А.В.
Координатор проекта: Клюева А.Н., зам.зав.Отделом ЦК КПРФ
Отв.за выпуск: Обухов С.П., Секретарь ЦК КПРФ