«Тандемократия», утвердившаяся в российском обществе после избрания Д.А.Медведева на пост президента РФ и назначения В.В.Путина председателем российского Правительства, определяет специфику российского политического процесса. С одной стороны, власть стремится поддержать имидж главы государства как доминирующей фигуры российской действительности. С другой же – сохранить неоспоримость влияния «национального лидера» и главы крупнейшей партии страны, монополизировавшей всю политическую сферу.
Данная тенденция политического развития является характерной чертой и для информационного пространства России. Для телевидения, радиовещания и прессы стало традицией почти синхронное освещение деятельности обоих лидеров страны: практически ни одна новостная сводка при освещении деятельности одного из представителей «тандема» не обходится без упоминания о другом, даже по незначительному поводу.
Однако, как бы не старались пиар-менеджеры В.В.Путина обеспечить его непревзойденность по отношению к «преемнику», число упоминаний о деятельности нынешнего президента РФ в значительной степени превышает медиа-активность премьер-министра.
Особый интерес представляет исследование данного процесса на примере российского телевидения, которое является главным рычагом влияния политической элиты на население, основным средством донесения до граждан информации о событиях из жизни страны и самым эффективным способом политического «воспитания» электората.
На основании контент-анализа 5838 сюжетов федеральных, региональных и зарубежных телевизионных каналов, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия», сектор политического мониторинга Отдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ исследует динамику присутствия в телеэфире Дмитрия Медведева и Владимира Путина (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ информационной активности Д.А.Медведева и В.В.Путина в ноябре 2009 – 2010 годов
Ноябрь 2010 года | Октябрь 2010 года | Ноябрь 2009 года | ||||
Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | Количество публикаций | Доля (в %) | |
Представленность в СМИ Д.А.Медведева | 4196 | 67,2 | 4392 | 65,6 | 4608 | 63,2 |
Представленность в СМИ В.В.Путина | 2044 | 32,8 | 2301 | 34,4 | 2687 | 36,8 |