В минувшее воскресенье 5-й (питерский) канал телевидения посвятил целый вечер документальному фильму Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?». Фильм этот, действительно, знаковый. В сущности, как потом стало ясно, он знаменовал начало контрреволюции в идеологической сфере.
Подниекс снял свою картину в то время, когда в обществе практически не были заметны симптомы грядущего в недалёком будущем широкомасштабного наступления на социалистический строй и коммунистическую идеологию. Напротив, страна готовилась достойно встретить замечательный юбилей – 70-летие Великого Октября, и генподрядчик, архитекторы и прорабы «перестройки» провозглашали здравицы социализму и клялись в верности коммунизму.
Поэтому появление на экранах фильма «Легко ли быть молодым» произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Дело не только в том, что в нём шёл разговор о болезненных проблемах молодёжи, которых прежде кинематографисты либо «не замечали», либо интерпретировали в успокоительном духе (такой фильм можно было бы только приветствовать). Куда существенней то, что содрав розовую краску с картины реальной жизни, авторы фильма принялись покрывать её черной.
Создатели фильма «Легко ли быть молодым?» даже не пытались показать жизнь молодёжи в её многообразии – с тем плохим и тем хорошим, что в ней было, а представили зрителям квинтэссенцию её негативных моментов. Как другие в своих произведениях обходили серьёзные проблемы, так Подниекс избегал показа обычной жизни обычных молодых людей – с нормальной учёбой, нормальными увлечениями, нормальными отношениями в семье и т. п.
При этом чёрная краска ещё и сгущалась. Например, фильм затрагивает проблему наркомании в молодёжной среде – и подаёт её (без каких-либо фактов, только на основе разговоров подростков) как явление, широко распространённое. Не берусь судить, как обстояли дела в Прибалтике, но у нас в Белгороде через какое-то время после выхода фильма журналист «Ленинской смены» решил откликнуться на возникшую моду и осветить тему наркомании на страницах газеты – и сумел отыскать в городе ОДНОГО подростка-наркомана, который приобрёл пагубную привычку во время тяжёлой болезни. Да и потом, уже в 90-е годы, когда сведения о распространении наркомании перестали быть секретными, мы узнали – и это уже стопроцентный факт, что у нас распространение этой болезни было даже не на порядок, а в сотни раз меньшее, нежели в развитых капиталистических странах.
И ещё один очень важный момент. Обращаясь к проблемам жизни молодёжи, авторы фильма «Легко ли быть молодым?» подают их таким образом, чтобы навязать зрителям нужные им выводы. Вот нам рассказывают историю разгрома электрички ошалевшими от рок-концерта молодыми людьми. Но вместо размышлений о духовной сущности музыки, которая вызывает в слушателях подобные эмоции, авторы делают упор на совсем ином: громили электричку полтораста человек, а ответственность свалили – взрослые, это всячески подчёркивается в картине – на семерых. Нет в жизни справедливости!
Противопоставление мира молодёжи миру взрослых – это один из основных мотивов фильма «Легко ли быть молодым?». Возьмём ещё один характерный эпизод. В нём рассказывается о девушке, которая «позаимствовала» (именно так это трактуется в фильме) в театре красивое платье. И снова внимание зрителей авторы направляют не на то, что в 16 лет пора бы чувствовать ответственность за свои поступки, а на бессердечии взрослых, кои не проявили душевной чуткости к юной воровке.
В результате такого подхода создателей фильма «Легко ли быть молодым?» у очень многих молодых зрителей – знаю об этом наверняка, поскольку присутствовал на обсуждении этого фильма в студенческой аудитории – он вызвал не стремление задуматься об истинных и ложных ценностях существования, а только озлобление к «миру взрослых».
Повторю: фильм «Легко ли быть молодым» нельзя рассматривать как проявление политического кризиса советского общества. Он был поставлен в то время, когда социальная стабильность была очень высокой – по темпам экономического развития СССР опережал США и страны Западной Европы, по уровню питания занимал седьмое место в мире, а по индексу развития человеческого потенциала – место в группе высокоразвитых стран. И в то время прочность социалистического строя казалась незыблемой.
В принципе, документальный фильм, отмеченный неприятием советской действительности, на национальной студии мог появиться и без соцзаказа власти. Но самый широкий всесоюзный прокат, предоставленный фильму «Легко ли быть молодым?», свидетельствует, что появление такого фильма было нужно тем кругам в верхушке КПСС, которые вполне сознательно и целеустремлённо вели дело к дестабилизации общества. Неслучайно вслед за фильмом «Легко ли быть молодым?» стали один за другим выходить фильмы подобной направленности – «Курьер», «Меня зовут Арлекино», «Маленькая Вера» «Асса» и т. п. Разгоралась информационная война против советского социалистического общества…