Центр исследований политической культуры России проводит мониторинг и хронометрах еженедельной передачи о деятельности Государственной Думы ФС РФ «Парламентский час», выходящей в эфир по воскресеньям в 13:15 на телеканале «Россия». Эксперты ЦИПКР рассчитывают продолжительность освещения деятельности каждой из четырёх парламентских фракций, а также проводят хрономентраж синхрона (прямой речи) депутатов. Для каждого сюжета передачи по методике Центра вычисляется индекс информационного благоприятствования эфира по отношению к КПРФ.

28 сентября 2008 года в передаче «Парламентский час» на телеканале «Россия» фракции КПРФ было посвящено 5 минут 13 секунд или 15%. Фракция «Единая Россия» заняла 55% эфира передачи, или 19 мин 14 сек, что в три с половиной раза больше, чем КПРФ. «Справедливая Россия» получила 17% эфира, что на 49 секунд больше, чем Компартия.

Структура эфира передачи представлена на Графике 1.

Депутаты-коммунисты получили 4 минуты 22 секунды суммарного синхрона в «Парламентском часе», или 18%. Это в два раза меньше, чем было отведено депутатам-единороссам (10 минут 15 секунд), и на 33 секунды меньше, чем депутатам от «Справедливой России» (4 мин 55 сек).

Структура синхрона представлена на Графике 2.

Доля эфира, предоставленного передачей «Парламентский час» каждой из фракций, менялась с начала работы V созыва следующим образом (График 3):

28 сентября в «Парламентском часе» вышло всего 8 телесюжетов (Таблица 1). Из них пять было посвящено только депутатам фракции «Единая Россия».

Таблица 1

Телесюжеты «Парламентского часа», 28 сентября

Условное название фрагмента

Время выхода в эфир

Индекс инфор-мационного благоприят-ствования КПРФ (рассчитан по методике ЦИПКР)

В выпуске 

13:15:06 

0

Визит Б. Грызлова в Южную Осетию 

13:15:44 

0

В Страсбурге откроется сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы 

13:21:41 

0

Федеральный бюджет на 2009 год 

13:23:14 

+2

Бюджеты фондов социального и медицинского страхования 

13:23:36 

0

Депутаты во втором чтении рассмотрят федеральный бюджет на три года 

13:29:54 

+2

Совещание в Совете Федерации 

13:53:50 

0

1 октября в России отмечается День пожилых людей 

13:54:48 

0

 

Содержательная информация «Парламентского часа» о деятельности фракции КПРФ представлена в Таблице 2:

Таблица 2

Цитирование заявлений депутатов-коммунистов

в «Парламентском часе», 28 сентября

Сюжет и время его выхода в эфир

Тема сюжета

Цитата и изображение

«Федеральный бюджет на 2009 год», 13:23:14

 

Резко против политики высказались представители КПРФ и «Справедливой России». Фракции приняли решение голосовать против предложенных законопроектов. По их мнению, бюджеты не обеспечивают решение поставленных перед фондами задач.

Н. КОЛОМЕЙЦЕВ (член комитета по труду и социальной политике, фракция КПРФ): Уже приходит время отчитываться по проблеме 2010. Поэтому моя точка зрения — бюджеты, которые предложены, они не решают ни одной из поставленных в бюджетном послании поддержанного вами президента. Почему? Потому что правительство пока не имеет никакой концепции. Потому что есть брожение умов. Есть борьба монетаристов, которые всех бы секвестировали, и есть борьба здравого смысла.

«Депутаты во втором чтении рассмотрят федеральный бюджет на три года», 13:29:54

 

Сергей Иванович, коммунисты голосовали против бюджета, хотя во время его обсуждения звучали мысли, которые, в общем-то, вас должны устраивать, что нужно поддерживать отечественного товаропроизводителя, что нужно снижать тарифы, ограничивать, другие, которые традиционно были вашими. На каких изменениях сейчас вы будете настаивать?

 

СЕРГЕЙ ШТОРГИН (зам. председателя комитета по бюджету и налогам, фракция КПРФ): Я буквально хотел сказать, что мы, конечно рады, когда наши идеи, наши предложения, в конце концов, находят поддержку, в том числе и правительства и потом реализуются. В этом, в общем-то, и задача оппозиции, чтобы свои идеи проводить через даже действующую власть и решать те вопросы, которые ставят перед нами избиратели. Вы задавали всем вопросы, положительные, отрицательные стороны принятого бюджета. Хочу сказать вам такую философскую вещь, что, вообще, в каждом явлении есть положительные и отрицательные стороны, и можно найти положительное, если захотеть, и в этом бюджете. Но поскольку мы принимали не только бюджет 2009 года, а 2009 и плановый период, то, естественно, мы как депутаты и наши избиратели, наверное, имеют право надеяться на какую-то перспективу. И надеяться на то, что проблемы, которые сегодня, вчера были, сегодня есть в нашей общественной жизни, у наших граждан РФ, они будут решаться. Одни, может быть, медленнее, другие — быстрее, но будут решаться. А теперь давайте зададим себе вопрос, а какие из проблем застарелых, о которых мы говорим в крупном таком плане, бюджет 2009 и плановый период 2010-2011, решает?

Возьмем один простой вопрос — реальная заработная плата. Реальная заработная плата падает, снижается. Разве можно принимать бюджет, который работает таким образом, что снижает реальную заработную плату в абсолютном номинале. Мы говорим о реальной заработной плате. Реальная пенсия снижается. Мы продолжаем зависеть от импорта, прежде всего, продовольствия. Я недавно таблицы смотрел с 2000 года по 2008, в 6 раз увеличился объем импорта. В 6 раз. Еще больше будем зависеть. Вообще, наше переустройство села, его оздоровление, вывод из того прорыва, в котором есть уже последние 18 лет, какие реально? Какие-то 16 млрд. рублей на программу «Социальное развитие села». Посмотрим на нашу бюджетную политику, вот еще с какой стороны. Мы очень здорово дебатируем, круглые столы проводим, когда бюджет принимается. Как только он вышел из Госдумы, Дума про него забыла, и тут вступает в действие правительство. Сейчас мы будем обсуждать дальше, а в какой раздел добавить средства, увеличить. А где уверенность, что он это исполнит? Как-то он выступал на палате и говорил: вообще-то, нам надо, чтобы каждый квартал в Думе председатель правительства и министр финансов, он бухгалтер, большая бухгалтерия у Министерства финансов, а председатель правительства со своими отраслевыми министрами стояли в Думе и отчитывались. Если есть какие-то проблемы у них законодательные, давайте их быстро решать.

Что касается второго чтения, то мы считаем: первое — необходимо оказать большую помощь бюджетам субъектов Федерации.

Уже говорили о заработной плате и его росте. Я посмотрел. У нас в трети субъектов федерации она либо равна федералам на том же уровне, либо меньше. Поэтому именно этим субъектам там посмотреть, какая ситуация, но должен быть резерв. Причем солидный резерв, это несколько десятков миллиардов для того, чтобы не произошло реальное ухудшение материального положения наших и учителей, и врачей, и служащих, которые работают в аппаратах.

Мы заговорили о подушке безопасности. Я считаю, что лучшая подушка безопасности — это поля, которые дают высокий урожай, это заводы и фабрики, которые выпускают конкурентоспособную продукцию. Это рациональное использования наших природных богатств и ресурсов, а не вывоз мазута миллионными тонн за рубеж, из которого получают высококачественное топливо. Вот в чем должна быть подушка безопасности, а не в счетах, в банках где-то или в каких-то там бумажках, которые потом могут быть обесценены. Использовать надо эти деньги, профицит, который есть, для того чтобы это создавать. У нас есть времени, может быть, осталось там, всего несколько лет, потому что потом, может быть, такой возможности не будет. Если мы не используем это сейчас, то это будет вина нашего поколения или наша вина перед будущими поколениями. Я бы не хотел, чтобы бюджет 2009-2011 гг. был снова бюджетом упущенных возможностей, потому что неиспользованные деньги это как раз неиспользованные возможности для того, чтобы сделать те поля, о которых я говорил, те заводы и фабрики. На мой взгляд, государство должно активнее участвовать в экономической политике, в осуществлении этой политики, а не просто ждать, когда придут какие-то инвесторы и попросят деньги из фонда. А мы еще устроим там чиновничьи барьеры, чтобы они этого не получили. И вот, если мы это решим, тогда мы решим главную задачу экономической безопасности нашей страны и достойной жизни наших людей.

 

Руководитель технической службы обозревателей – А.А.Ковалёва

Координатор проекта – н.с. А.Н.Клюева

Отв. за выпуск – д.и.н. С.И.Васильцов и д.полит.н. С.П.Обухов

Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»

© Центр исследований политической культуры России