Из предвыборных обещаний г-на Медведева ухи не сваришь.

Интересным и забавным явлением — даже в контексте не лишённой сюрпризов прошедшей президентской кампании, изобилующей всевозможными "открытиями" по части раздувания "особого" образа "партии власти" и её кандидата Д. Медведева,— смотрится опубликованная "Независимой газетой" статья-экспертиза Е. Шестопал "Первое лицо — это всегда символ".

Спору нет — конечно же, символ. Только вот как определить качество этого символа?

Госпожа Шестопал, говоря о Медведеве, предлагает здесь несколько неожиданную методику: "Его восприятие в целом и особенно на бессознательном уровне весьма позитивно — он вызывает очень приятные ассоциации: с землёй, лесом, сиренью, запахом липы, хвойного леса…" Вот только о способе получения подобной информации в публикации ничего не говорится. Социологические данные на сей счёт в ней не упомянуты. И остаётся гадать: определялся ли этот "хвойно-липовый" запах непосредственно, либо и в самом деле родился в некоем "бессознательном состоянии". А может, тут та самая упомянутая автором "липа"?

Последнее более чем вероятно, коли вчитываться в статью. "… Тот же Зюганов в последнее время стал вызывать у людей тревожные для него как для политика ассоциации вчерашнего дня — это запах пыли, казенности, старости",— живописует госпожа Шестопал, опять же не объясняя свою методу сбора упоминаемых запахов.

Однако в глаза бросается табличка, сиротливо сопровождающая текст публикации, хотя к вопросу о запахах она не имеет никакого отношения.

Собранные в ней данные дают рейтинг разного рода реформ, существующий в исторической памяти сегодняшних россиян. Не "запах" политиков, а реальное отношение к их делам общества, граждан.

И что же? Согласно этим данным, приводимым самой же Е. Шестопал, в которых, кстати, почему-то нет обязательных для таких публикаций в период избирательной кампании выходных данных (не указаны точное время опроса, характер выборки, её объём, количество регионов, затронутых исследованием, размер статпогрешности и пр.), образы почти всех российских реформ серьёзно поблекли. Так, реформу Петра I как явление, ускорившее прогресс страны, помянули в 2007 г. уже не 86,3, как в 2001 г., а лишь 78,8% респондентов. "Перестройку", соответственно, не 21,1, а 18,7%, ельцинские "новации" — не 14,5, а 13,2% россиян.

Динамики отношения граждан к делам В.В.Путина на президентском посту почему-то вообще нет: всё сводится к одной цифре за 2007 год — 66,2% позитивных оценок. Хотя таких данных за все 8 лет его правления — море.

Единственным же реформаторским явлением, чей авторитет безусловен и уверенно растёт, является… Великая Октябрьская социалистическая революция. Её рейтинг вырос с 33,8 до 38,7%. Вот так!

И кто же в свете этих данных смотрится в российской политике "пылью"? Неужто Зюганов — лидер КПРФ, законной наследницы Октября, единственной, по сути дела, признаваемой в народе реформаторской силы? По всем приводимым самой Е. Шестопал данным — социологии, а не обнюхивания,— любые попытки к уничтожению Зюганова и Компартии, мягко говоря, бездоказательны и фальшивы.

Нюх здесь явно подводит автора, заглушая элементарное профессиональное чутьё.

Сергей ВАСИЛЬЦОВ,
Доктор исторических наук,
директор Центра исследований политической культуры России