Аналитическая записка
Административный восторг, охвативший все каналы официальной информации по поводу предложения первого вице-премьера Медведева г-ну Путину возглавить правительство после своей неминуемой отставки по завершении президентских полномочий в мае 2008 года, выглядит трагикомично. Причем градус этой трагикомичности прямо пропорционален «одобрямсу» и всевозможным лестным эпитетам, которыми награждают ещё даже официально не утвержденного в качестве кандидата в президенты от «Единой России» Медведева. Иногда зашкаливает так, что создается впечатление: ещё чуть-чуть и нам начнут рассказывать, какие великие подвиги совершил теперь уже Медведев, преодолевая «путинскую разруху», как до сих пор разъясняли про Путина, преодолевавшего ельцинскую.
Понятно, что все эти рассказы про поднявшиеся биржевые курсы от новостей про Медведева-Путина, якобы радостный западный хор поддержки – это заурядная пиар-акция по промыванию мозгов российскому избирателю. Любопытно другое. А отдают ли сами инициаторы этой пропагандисткой находки отчёт, какого джина они выпускают из бутылки, превращая Путина не просто в «хромую утку», т.е. заурядного уходящего президента, а в разменную монету на боярско-холопском торжище современной новорусской элиты?
Ясно, что обычный избиратель пока не задумывается, что значит в нынешней системе властных координат предложение «царю» стать то ли стольником, то ли конюшим, то ли постельничьим при новом государе. Ведь пост премьер-министра по российской Конституции, а главное – по сложившейся политической традиции, так сказать, по понятиям новорусской элиты, — мягко говоря, технический. Ведь глава кабинета даже не руководит половиной своих министров (вторая – напрямую подчинена президенту). На наш взгляд, инициатива первого вице-премьера в отношении пока еще действующего президента равнозначна публичному предложению Путину после отставки приходить помыть полы Медведеву.
Не будем вспоминать про знаменитые «Кондиции» послепетровских бояр, пытавшихся ограничить самодержавие через приглашение на трон никому не известной Анны Иоанновны, которая короновавшись все эти договорённости тут же разорвала в клочья. Вполне достаточно вспомнить какие фортели российские президенты – гг. Ельцин и Путин – проделывали с собственными премьер-министрами, опиравшимися, кстати, на такое же конституционное большинство в Думе, что сейчас получила «Единая Россия».
Например, был такой и.о.президента г-н Черномырдин. Например, 10 августа 1996 года при первом утверждении в Думе он получил 314 голосов (69,8%). Против – была только фракция КПРФ. А через 18 месяцев после триумфальной поездки в США он был вышвырнут Ельциным с премьерского кресла без каких-либо внятных объяснений. А ведь сам Борис Николаевич на период шунтирования передавал Виктору Степановичу даже ядерный чемоданчик и бразды правления страной.
На конституционное большинство опирался такой популярный премьер-министр как академик Е.М.Примаков. Его коалиционное правительство имело конституционное большинство в Думе, а сам он получил при утверждении 318 голосов (70,0%). Всем представлялось, и это показывали всевозможные рейтинги, что Примаков – это следующий президент. Спустя восемь месяцев, несмотря на пик популярности и митинги протеста, президент Ельцин просто стряхнул Примакова с премьерского кресла.
Следующий глава правительства С.В.Степашин чуть-чуть не дотянул до конституционного большинства при утверждении (298 голосов, против – 55 членов фракции КПРФ). В премьерском кресле С.В.Степашин прожил чуть больше двух месяцев.
Первый путинский премьер-министр М.М.Касьянов вообще получил 325 голосов от «Единства», «Отечества» и прочих прорежимных фракций и групп. Президент его выкинул с поста на пике одобрения деятельности его кабинета.
История со скоропалительной отставкой ранее поддержанного «конституционным большинством» премьер-министра Фрадкова у всех еще свежа в памяти. Равно как и безропотное одобрение «Единой Россией» якобы готовящегося стать президентом нынешнего главы правительства Зубкова. Ему, оказывается, если верить, речам нынешнего его первого заместителя Медведева, уже вынесен отсроченный до мая «смертный» политический приговор.
Российский обыватель, наверное, уже запутался: кто кого назначает, а кого снимает. По сути дела, партия власти ходит по кругу. Она по ходу президентской кампании повторяет те же ходы и технологии, что использовала на протяжении многих лет до сих пор. Только зеркальным образом.
Если раньше Путин назначал Медведева. То теперь Медведев назначает Путина. Если раньше Медведев долго объяснял как хорошо и важно поступал Путин. То теперь Путин со всем красноречием пропагандирует логику и мудрость Медведева. В общем, сплошной междусобойчик.
Иначе говоря, власть замкнулась сама на себя. Происходит схлопывание правящей российской элиты.
За считанные месяцы за счёт последних политтехнологических чудес происходит стремительное вырождение путинской харизматичности. Она мутировала из надпартийного и общенационального явления в инструмент легитимизации все более странных организационных судорог партии власти. Это приводит к принципиальному обесцениванию как политической фигуры самого Путина, так и всей современной системы власти им олицетворяемой. Кремль с удивительной настойчивостью осуществил десакрализацию собственной власти, на освещение которой он потратил, по крайней мере, две парламентские легислатуры, колоссальные материальные средства и невиданный информационный ресурс. Плюс к тому «маленькую победоносную войну» на Кавказе, а на самом деле — разгромную для центральной власти.
Всё пущено на ветер. Ждите бурю…
Сергей ВАСИЛЬЦОВ,
Доктор исторических наук,
директор Центра исследований
политической культуры России (ЦИПКР)
Сергей ОБУХОВ,
Доктор политических наук, зам. директора ЦИПКР