Три месяца Центр исследований политической культуры России вёл мониторинг информационного телеэфира ведущих федеральных каналов. Ежедневно записывались и анализировались все новостные выпуски и информационно-аналитические передачи шести каналов — «Первого», РТР, НТВ, ТВЦ, Рен-ТВ, РБК-ТВ. Эксперты ЦИПКР проводили контент-анализ каждого новостного сюжета, определяя, сколько эфирного времени рассказывали телеканалы о деятельности той или иной партии, сколько длилась прямая речь того или иного политика, сколько продолжался пересказ ведущими и корреспондентами позиции каждого политического субъекта. Исследование реальной информационной картины дня на ТВ размещалось на официальном сайте партии (KPRF.RU) и на сайте ЦИПКР (CIPKR.RU).
С 1 ноября Центр исследований политической культуры России ведёт анализ представленности в информационных выпусках ТВ не только четырёх думских партий, но и всех остальных партий-участниц выборной кампании. Расширение объектов мониторинга не изменило общей картины тотального доминирования в информационном пространстве «Единой России». Если с момента старта предвыборной кампании 2 сентября до 31 октября доля информационного телеэфира, занятого «Единой Россией» в общем объеме представленности четырёх думских партий составила 61,1 процента (ЛДПР – 15,1, «СР» — 12,2, КПРФ – 11,6), то мониторинг по 11 партиям за ноябрь выявил долю «ЕР» в 63,2 процента. Даже с учетом телевизионной активности не только четырех думских партий, но и ещё семи других участников выборной кампании, доля «Единой России» не уменьшилась: эта партия занимает почти две трети объёма информационного-политического телепространства.
В ноябрьский мониторинг ЦИПКР не включаются агитационные телеролики партий и время теледебатов. Здесь телеприсутствие партий определено жеребъёвкой ЦИК РФ, а также финансовыми возможностями партий, закупающих платный эфир.
За ноябрь на общефедеральных телеканалах в выпусках новостей и информационно-аналитичсеких программах вышло всего 772 сообщения о деятельности 11 партий, участвующих в думской избирательной кампании, то есть в среднем 26 сообщений в день. Представленность деятельности политических партий на телеэкране выглядела следующим образом (табл. 1):
Таблица 1
Партийно-политическое пространство телеэфира за ноябрь.
Партия |
Количество телесюжетов с упоминанием |
Индекс информационного благоприятствования телесюжетов (по данным «Медиалогии») |
Продолжительность освещения деятельности партии (сек) |
В т.ч. продолжительность «синхрона» (прямой речи) представителей партии (сек) |
«ЕР» |
546 |
2375,415 |
53710 |
29276 |
«СР» |
166 |
250,285 |
7998 |
4495 |
КПРФ |
187 |
671,86 |
5769 |
2570 |
СПС |
111 |
-228,695 |
5312 |
1593 |
ЛДПР |
162 |
658,355 |
5310 |
3770 |
«Яблоко» |
81 |
160,65 |
2374 |
1345 |
«ПР» |
65 |
144,55 |
2345 |
1379 |
«ДПР» |
28 |
57,6 |
992 |
514 |
«ГС» |
24 |
48,8 |
720 |
461 |
«ПСС» |
19 |
29,8 |
295 |
126 |
«АПР» |
16 |
18,8 |
186 |
57 |
Источник: Подсчитано экспертами ЦИПКР по исходным данным системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия»
График 1
