Финиш думской избирательной кампании 2007 года заметно отличается от аналогичных этапов предвыборной гонки прошедших лет. И за неделю до дня голосования электоральный процесс всё ещё не вышел, что называется, «на плато». Иначе говоря, ситуация не прояснилась до конца. Процесс партийно-политического самоопределения избирателей не завершился. Электоральная борьба будет продолжаться вплоть до самого дня голосования. Не прекратится она и на самих избирательных участках. Именно поэтому любые рейтинговые показатели, даже полученные за несколько дней до момента голосования, никак нельзя считать окончательными – всё ещё может весьма существенно измениться.
Об этом говорят результаты инициативного социологического опроса, проведённого Центром исследований политической культуры России 18-21 ноября на основе репрезентативной, случайной, квотированной, перевзвешенной выборки в 1300 человек из 210 населённых пунктов в 25 субъектах РФ при статистической погрешности до 3,5%.
Достаточно сказать, что четверть граждан, заявляющих о том, что они намерены явиться на избирательные участки и проголосовать, до сих пор не решили для себя, за какую партию конкретно они готовы опустить бюллетень. Именно здесь и кроется одна из самых главных «интриг» последнего дня голосования.
Если ориентироваться только на лиц, электорально уже всё для себя решивших, то соотношение сил смотрится примерно так: за «Единую Россию» проголосуют примерно 62% избирателей, за Компартию – 19%, за «Справедливую Россию» — 8% электората. Тогда как все прочие участники избирательной гонки остаются за бортом Думы. Либеральным демократам голосование определившихся избирателей обещает всего 4% голосов, СПС – 2%, «Гражданской силе» — 2%, «Яблоку», Аграриям и «Патриотам России» — по 1% голосов каждому.
Вместе с тем, материалы опроса свидетельствуют о том, что у «Единой России» наличествуют весьма серьёзные уязвимые места. Главной «ахиллесовой пятой» единороссов была и остаётся её конкретная думская деятельность. Негативную оценку ей дают 37% населения, тогда как абсолютно положительные мнения о ней отстаивают лишь 12% россиян. В сущности, весь позитивный образ «ЕР» держится на таком шатком фундаменте, как слой «в целом положительных» оценок, исходящих из того, что «ЕР», мол, натворила ошибок, однако страна жива – и слава Богу.
Далеко не всё благополучно и с главным избирательным козырем единороссов – объявлением думских выборов плебисцитом по вопросу о возведении В.Путина в ранг бессрочного «национального лидера». Согласие и несогласие с подобной постановкой вопроса выражает сегодня одинаковая доля россиян – по 36% в каждом случае. Иначе говоря, до какого либо «общенародного референдума» тут очень и очень далеко. Скорее наоборот: сколь-либо существенное нарушение равновесия – и антиконституционное превращение парламентских выборов в плебисцит обернётся серьёзнейшим обвинением в адрес инициаторов подобной операции.
И, наконец, ещё один момент. Оценивая, какие всё-таки чувства движут избирателями в ходе нынешней думской кампании, решающая часть населения выделяет следующую триаду побудительных причин: острейшее желание стабильности и покоя (10% мнений), стремление людей голосовать за сильнейшего (13%) и намерение верхов (27% оценок) сохранить Путина у власти. Перед нами почти хрестоматийная картина становления авторитарных ценностей, подмечаемых уже половиной граждан. Пока это не вызывает ни острого беспокойства, ни, тем более, стремления к активному сопротивлению. Однако осознание опасной трансформации российского общества со стороны решающего большинства россиян – налицо.
Не случайно при 62%-м рейтинге (от определившихся граждан) только 47% полагают, будто укрепление позиции «Единой России» по итогам текущих выборов окажется в интересах России. При всех сдерживающих факторах (среди которых административный ресурс и давление СМИ являются главными) распад позитивного образа «ЕР» идёт по нарастающей. И вся проблема состоит в том, когда настанет его кульминационный момент – до 2 декабря или после.
В принципе, все эти моменты могли бы быть с эффективностью атакованными «точечно» агитационно-пропагандистской работой оппозиции на заключительном витке избирательной кампании.
Как уже было сказано, рейтинг компартии за неделю до дня голосования составил около 19% вероятных голосов. Власть смогла активизировать потенциальную явку и относительный электоральный показатель Компартии чуть-чуть «просел», снизился. Однако она не исчерпала все те возможности, которые есть в обществе для самого серьёзного рывка коммунистов вперёд.
Так, например, отвечая на вопрос: «Чем является сегодня Компартия?» более четверти населения дают позитивный ответ. В её образе выделяется и всё более молодёжный характер, и способность сдерживать власть в её антинародных «инициативах», и современность коммунистов, и их упорство в отстаивании интересов людей труда. Причём, если брать в расчёт не всех ответивших, а только тех, кто политически определился и способен на содержательную оценку, то показатель этот поднимется до 36%.
Мало того, решая для себя другой не менее важный вопрос – должна ли компартия по итогам думских выборов усилиться – 23% всех респондентов высказываются позитивно. Они желают либо полной победы коммунистов и взятия ими власти, либо возвращения ими блокирующего пакета мандатов в будущей Государственной Думе. В пересчёте на политически определившихся граждан – то есть реальный электорат страны – это также даёт Компартии 28-29% симпатизантов. Плюс к тому, 51% всех опрошенных выдвигает своего рода «программу-минимум» — твёрдое сохранение за коммунистами хотя бы сегодняшних их позиций в Думе. Таким образом, за положительную для Компартии перспективу выборов высказывается 75% национального избирательного корпуса против 8% тех, кто хотел бы, чтобы коммунисты или потеряли по итогам выборов всё, или вообще ушли из политики. Соотношение мнений – почти 1 к 10 в пользу спектра прокоммунистических настроений (от самых умеренных до самых смелых).
Мало того, в целом позитивные оценки Компартии даёт сейчас и треть сторонников «Справедливой России», и каждый девятый из собирающихся голосовать за «Единую Россию». При определённых условиях не исключают для себя возможность проголосовать за Компартию 21% единороссов, 20% сторонников СПС и 58% симпатизантов «Справедливой России». А также почти треть граждан, колеблющихся либо вообще нежелающих являться 2 декабря на избирательные участки. В общем, Компартии есть за кого побороться непосредственно внутри электоратов её основных соперников.
И наконец, опрос даёт основание говорить о том, что со стороны Компартии по ходу думских выборов весьма ощутимо заработал лидерский фактор. Поддержав традиционный разговор о том, насколько Г.А.Зюганов как лидер влияет на позиции КПРФ – а это, пожалуй, один из самых острых вопросов, безудержно разыгрываемых антикоммунистической пропагандой и во время выборов и без них – 20% всех избирателей заявили, что Г.А.Зюганов безусловно усиливает позиции Компартии в целом. Тогда как оспаривать подобное утверждение решился всего 41% респондентов. При том ,что 39% опрошенных предпочли уклониться от обсуждения и ответа на вопрос. Что в данном контексте говорит скорее в пользу позитивных, нежели негативных оценок, поскольку последние буквально вбиваются в головы населения всеми возможными методами. И пусть пассивное, но неприятие их свидетельствует о многом.
Суммируя, можно утверждать, что у Компартии и на исходном отрезке избирательной гонки остаётся очень широкий коридор объективных возможностей для наращивания своих электоральных сил. Который колеблется в пределах поддержки со стороны 24-30% более или менее последовательных симпатизантов партии. Так что вопросом вопросов для КПРФ остаётся классическая проблема политики – перевод настроений, эмоций, ориентаций и намерений в практическую сферу, на уровень реального электорального волеизъявления. Не всё ещё решено. И если вложить все силы в последний рывок, коммунисты вполне могли бы сделать ещё шаг-другой вперёд по коридору своих электоральных возможностей. Получив в конечном счёте порядка 23-25% голосов.
д.и.н. С.И.Васильцов, д.полит.н. С.П.Обухов
Центр исследований политической культуры России
23 ноября 2007 года