Одним из первых проявлений начавшихся, по сути, федеральных выборных кампаний 2007-2008 гг. стало усиление партийно-лидерской конкуренции за доминирование в информационном пространстве.

Центр исследований политической культуры России (ЦИПКР) по итогам января-апреля 2007 года, т.е. за первый триместр календарного года, провел контент-анализ публикаций около 3 тыс. федеральных и региональных СМИ, используя данные системы анализа и мониторинга СМИ «Медиалогия».

Исследование позволило выявить ряд доминирующих тенденций в информационной области.

1. Структурирование партийного информационного пространства

В 2007 году в связи с появлением нового политического субъекта – второй партии власти в лице «Справедливой России» была несколько изменена (по сравнению с 2004-2005 годами), сама методика изучения партийных информационных потоков. Если ранее в аналитическую модель включались только материалы СМИ о деятельности думских партий в лице «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Родины», то в связи с образованием «Справедливой России» стали учитываться и публикации о деятельности непарламентских партий (Российской партии пенсионеров, Российской партии жизни), образовавших наряду с «Родиной» новый политический субъект. Такой подход сразу выявил перераспределение информационных потоков, отражающих партийную жизнь и деятельность ведущих думских субъектов (гр.1).

График 1

Структура партийного информационного пространства (январь 2006- апрель 2007 гг.)
(Доля партий в публикациях о партиях и их думских фракциях по результатам контент-анализа СМИ, %)