В предлагаемом вниманию читателей выпуске аналитического Вестника помещены результаты специального исследования ЦИПКР, посвященного социально-политическим проблемам села. В обобщенном виде (на основе вторичной выборки) представлены разнообразные «срезы» восприятия жителями российской «глубинки» основных субъектов отечественной политики: ведущих партий и корпуса общефедеральных лидеров.


Pdf-версия


Барометр общественных настроений. Российская деревня между властью и оппозицией: Вестник Центра исследований политической культуры России // ВАСИЛЬЦОВ С.И., ОБУХОВ С.П., ПЕШКОВ В.П. Выпуск 1. — М.: Издательство «Русский летописец» Центра исследований политической культуры России, 1999. — 16 с.

ISBN 93360-004-0
ББК 63.3
В18

Авторский коллектив: С.И.Васильцов, С.П.Обухов, В.П.Пешков
В.П.Пешков, кандидат психологических наук – ответственный редактор;
С.И.Васильцов, доктор исторических наук – руководитель аналитического проекта;
С.П.Обухов, кандидат экономических наук – составитель.

Оформление и верстка: В.Е.Шкерин
Выпускающий: Е.В.Мамаев
Редактор: Э.М.Харланова

Сдано в набор 28.03.99. Подписано в печать 27.04.99.
Формат 60х90 1/16. Гарнитура Baltica.
Усл.печ.л. 3. Тираж 500 экз.

© Центр исследований политической культуры России
© С.И.Васильцов, С.П.Обухов, В.П.Пешков
© В.Е.Шкерин (дизайн и оформление)


Введение

Сосредоточение общественного внимания на перипетиях политической борьбы в столице постоянно отвлекает внимание ведущих аналитических центров страны от многих проблем, которыми живет «коренное» российское общество. Среди них — положение российского села, заботы и настроения жителей нашей «глубинки», для которых московские страсти подчас — лишь непонятный шум и отвлечение от проблем насущных.

Вообще же российское село сегодня, если определять его политический портрет, — вещь весьма загадочная, малоизвестная, окутанная дымкой мифов, предположений, подчас досужих рассуждении по самым разнообразным поводам. Редкие и отрывочные характеристики и экспертизы политико-психологического состояния людей, живущих и работающих «на земле», тонут и растворяются при этом в общем потоке информации, отражающей чаще всего воззрения если и не столичных, то уж по большей части городских жителей. А между тем партийные и личностные, особенно электоральные ориентации деревенских жителей — важнейший элемент совокупной картины общественно-политических настроений в России.

Понятно, что в условиях надвигающегося двухлетнего парламентско-президентского избирательного цикла спрогнозировать, как поведет себя аграрный избиратель, — важнейшая задача не только для исследователей, но и для действующих политиков. С целью изучения его взглядов нашим независимым Центром исследований политической культуры России в декабре 1998 — январе 1999 г. был проведен всероссийский опрос, в котором приняли участие работники более 100 хозяйств различных форм собственности из 34 регионов Российской Федерации (1075 респондентов, занятых в сельскохозяйственном производстве, выборка стихийная, репрезентативная по социально- демографическим показателям и политическим ориентациям).

Помимо результатов специализированного исследования, в настоящем сборнике обобщены (применительно к сельскому населению) данные национального мониторинга влиятельности политических лидеров, партий и движений Российской Федерации, проведенного специалистами Центра исследований политической культуры России в 1998-1999гг. Приводятся материалы шести общероссийских социологических исследований: за январь, март-апрель, июнь, август-сентябрь и ноябрь 1998-го, а так же — январь 1999 года. Общероссийские исследования осуществлялись на базе «панельной» выборки в 1500 респондентов, охватывающей 76 регионов Российской Федерации (т.е. все ее субъекты кроме Ингушетии, Тувы, Чечни и автономных округов), входящих в 12 территориально-экономических районов страны (согласно системе районирования Роскомстата. Выборка репрезентативна относительно всего населения Российской Федерации старше 18 лет по полу, возрасту, национальной принадлежности, образованию, социально-профессиональному составу, типу поселения, политическим и лидерским ориентациям). Вычленение данных по сельскому населению осуществлялось на основе вторичной выборки (объем — 390 респондентов, т.е. 26 процентов от всей выборки, что соответствует доле сельского населения в структуре национального избирательного корпуса).

Погрешность результатов опроса не превышает 3 — 4 процентов.