Очередной выпуск сборника посвящен проблеме зрительского восприятия общественно-политических программ ведущих каналов центрального телевещания России. Эта — пожалуй, самая малоисследованная — тема глубоко затрагивает интересы всех основных политико-экономических группировок страны. Поэтому независимый ЦИПКР счел необходимым рассмотреть различные ее аспекты на широком социологическом материале как с традиционной (рейтинг влиятельности), так и нетрадиционной (эмоционально-психологические оценки различных телепрограмм и их ведущих) точек зрения.


Pdf-версия


Выходные данные
Введение


Русский летописец. Альманах Центра исследований политической культуры России. Выпуск 1(2). Телевидение, власть и оппозиция в народном восприятии. — М.: Информ-Знание, 1999. — 40 с.

ISBN 5-8032-0009-3
ББК 63.3(0)
В18

Авторский коллектив: С.И.Васильцов, С.П.Обухов, В.П.Пешков
Ответственный редактор: В.П.Пешков, кандидат психологических наук
Руководитель аналитического проекта: С.И.Васильцов, доктор исторических наук
Составитель: С.П.Обухов, кандидат экономических наук
Выпускающий: Е.В.Мамаев
Редактор: Э.М.Харланова
Оформление и верстка: В.Е.Шкерин

Сдано в набор 10.01.99 г. Подписано в печать 15.01.99 г.
Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная
Печ.л.3. Тираж 1000 экз.

© Центр исследований политической культуры России



Введение

В центре политических дискуссий последнего времени давно оказался вопрос о пределах общественного контроля за деятельностью так называемой «четвертой власти», и прежде всего — телевидения. Тем не менее все чаще возникающее в обществе недовольство информационной политикой российских телеканалов с упорством пытаются «отвести» крылатым выражением из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля: «Не на зеркало съ пеньми (пеняй. — Ред.), коли рожа крива». При этом обходится стороной вопрос о качестве самого «зеркала»: не мутное ли, не кривое ли оно — не извлечено ли из «комнаты смеха»? И забывается, что телезритель, глядя на телеэкран, тоже формирует свое отношение к этому зеркалу, явно претендующему на власть над умами и электоральным поведением граждан. А ведь общественное мнение тоже есть «зеркало» — зеркало для отечественного телевидения. Настоящий сборник включает материалы общероссийского социологического исследования, посвященного проблемам зрительского восприятия основных общественно-политических программ ведущих телекомпаний страны. Опрос проведен нашим независимым Центром в ноябре-декабре 1998 года на базе «панельной» выборки в 1500 респондентов, охватывающей 76 регионов. Это практически все субъекты Российской Федерации (кроме Ингушетии, Тувы, Чечни и автономных округов), входящие — согласно системе районирования Роскомстата — в 12 территориально-экономических районов. При опросе выделялись 10 укрупненных социально-профессиональных групп: рабочие физического труда, инженерно-технические работники и служащие, социальная и творческая интеллигенция, предприниматели, учащиеся, пенсионеры, работники сельхозпредприятий, военнослужащие, безработные и прочие социальные группы, условно обозначенные «другими». Выборка репрезентативна относительно всего населения Российской Федерации старше 18 лет по полу, возрасту, национальной принадлежности, образованию, социально-профессиональному составу, типу поселения, политическим и лидерским ориентациям. Методика опроса — почтовое анкетирование корпуса постоянных респондентов, проживающих в 218 населенных пунктах. Погрешность результатов опроса не превышает 3 — 4 процентов.

Время опроса: ноябрь-декабрь 1998 г.
Дата отправки анкет: 4 ноября.
Прекращение учета заполненных анкет: 2 декабря.