Опубликованная сначала в электронной версии «Российской газеты» 9 октября 2018 года, а затем и 10 октября в «бумажном» варианте статья председателя Конституционного суда В. Зорькина вызвала среди экспертов очень сильный резонанс.

В «резонанс» публикация вошла, прежде всего, в связи с предположениями о скорой конституционной реформе, направленной на сохранение и повышение устойчивости нынешней политической системы, а также в связи с обсуждением вопросов транзита власти от Путина к … Путину, Госсовету, Парламенту, «Преемнику» и пр., пр.,пр. (варианты рассматриваются).

Для экспертного сообщества очевидно: Председатель Конституционного судя на протяжении 25 лет появляется в публичном пространстве в периоды острых элитных конфликтов. Кстати, четверть века назад Зорькин предложил свой «нулевой» вариант разрешения политического кризиса между Ельциным и Верховным Советом. Вариант, который почти был принят 3 октября 1993 года, но оказался сорван событиями 3-4 октября, завершившимися расстрелом парламента.

25 лет назад В.Д.Зорькин уже предлагал разрешить политический кризис с помощью своего «Нулевого варианта«. На фото: С.П.Обухов в зале заседаний Конституционного суда ведет экстренную пресс-конференцию Председателя КС РФ В.Д.Зорькина, где представляется «нулевой вариант» разрешения кризиса власти

 

Анализ нового политического манифеста Председателя Конституционного Суда позволяет сделать следующие ключевые выводы.

  1. Зорькин выступил в роли очередного глашатая перехода от нынешней однодоминантной к «двухполюсной» партийной системе: «Реальная демократия, — пишет В.Д.Зорькин, — наиболее эффективно обеспечивается двухпартийной системой, формирующей волю социально-политических сил и в элитах, и в массах <…> Этот процесс должен протекать таким образом, чтобы в итоге государственная власть не оказалась бы фактически монополизирована какой-либо одной партией, группой, организацией и стоящими за ними силами. Необходимо, чтобы у оппозиции была реальная возможность прихода к власти в рамках Конституции, т.е. на началах честной политической конкуренции».
  2. С идеей двухпартийности в партии власти носятся с 1995 года, когда «мощный блок Ивана Рыбкина» должен был противостоять черномырдинскому «Наш дом — Россия». Но тогда на выборах большинство получила КПРФ. Потом в средине 2000-х родился проект «две ноги партии власти»: «Единая Россия» против «Справедливой России», а между ног — ЛДПР. И тогда «не срослось». Теперь вот новое обоснование подобной попытки.
  3. В.Зорькин выступил в роли очередного апологета введения непонятно какой государственной идеологии. В этом плане статья В. Зорькина является своеобразным продолжением статьи председателя СК РФ А. Бастрыкина, в которой последний предлагал внести в Конституцию пункт о государственной идеологии.
  4. Реализуемость идеи «государственной идеологии» при нынешнем бонапартистском режиме – иллюзорна. Метания в поисках идеологии идут со средины 1990-х, со знаменитого поручения Ельцину группе Сатарова. Всплывали и монархическая идея, и квази-либеральная, и «русский мир», и «традиционные ценности». Правящая российская элита не имеет ни ориентиров, ни принципов. Что выгодно лично, то и правильно. Государство как бизнес проект. Никакой концепции будущего, кроме одной: Путин не может спокойно уйти с президентского поста, так как в противном случае его политическое будущее не гарантировано ни западными оппонентами, ни внутрироссийскими «преемниками».
  5. В. Зорькин в своей статье специально делает акцент на отсутствии необходимости кардинальной конституционной реформы. Этот посыл можно интерпретировать двояко. С одной стороны, это может быть выражением интересов олигархов, которые хотят обезопасить себя от любых возможностей национализации. С другой стороны, председатель Конституционного суда может посылать предупреждение «партии капитуляции» и ее западным куратором — о необходимости отказа от проекта капитуляции перед Западом и реализации проекта «перестройки-2».
  6. В каком-то смысле статью Зорькина можно трактовать и как поддержку идеи «мягкой» национализации. В частности, Председатель КС пишет: «Особенность России заключается в том, что нынешнее российское общество уже достаточно хорошо осознает связь между социально-экономическими проблемами, стоящими перед значительной частью наших сограждан, и несправедливостью приватизации крупной собственности, проведенной в стране в 1990-е годы прошлого века. А это не только ставит под сомнение легитимность сложившейся системы собственности со всеми вытекающими отсюда последствиями и рисками, но и ведет к подрыву общественного доверия к справедливости социального устройства в целом Заметим, что этот пассаж написан фоне того, что ельцинская «семья» уже открыто «присягает» США, пытаясь сохранить свою долю в алюминиевой монополии «Русал».
  7. В работе В.Зорькина фактически содержится признание базовых программных положении КПРФ о необходимости устранения вопиющего социального неравенства. Более того, некоторые высказывания из статьи В. Зорькина чуть ли не копируют некоторые программные положения КПРФ и статьи ее лидера Г.А. Зюганова».
  8. Важная «частность»: в статье критикуется пенсионная реформа;
  9. Крайне важно подчеркнуть, что В. Зорькин, фактически, объединяет понятия защиты уникальной российской цивилизации с ее ценностями и потребность российского общества в возвращении к принципам «умеренного социализма». В какой-то степени это – крайне «умеренный» вариант той концепции «социализма с русской национальной спецификой», «русского социализма»», которую некоторое время назад активно продвигала КПРФ;
  10. Отметим также, что в части оценки «грядущих социальных последствий масштабной автоматизации, роботизации и компьютеризации производства» рассуждения В. Зорькина близки к точке зрения марксистских исследователей этой проблемы;
  11. В этом плане принципиально важным становится конкретное содержание предложенных Зорькиным реформ в части формирования двухпартийности и «устранения перекоса в пользу исполнительной власти», а также «перекоса в сторону «либерально-рыночного подхода». Фактически речь идет об ограничении самовластья президента и движении к «парламентской республике», в которой важную роль в противовесе «либерально-рыночной» партии власти должна играть вторая (по сути, «правящая») партия с идеологией «российского ценностного солидаризма» (и, как подчёркивает Зорькин, эта партия должна получить возможность реального соучастия во власти);
  12. Вопрос здесь стоит следующим образом: будет ли это вторая партия, провозглашающая социалистические начала и российско-цивилизационные скрепы декорацией, этаким «суррогатным франкенштейном», слепленным из тех же «Справедливой России», ЛДПР, «Родины», «Патриотов России» и т.д.? Либо КПРФ сможет занять по праву принадлежащее ей место, избежав вытеснения в маргинальную нишу, куда ее долгое время пытается «затолкнуть» часть нынешней партии власти;
  13. Интересно, что в числе предложением В. Зорькина – законодательное определение (и, соответственно, ограничение) функций Администрации президента, на чем давно настаивает КПРФ. Напомним, КПРФ даже вносила соответствующий конституционный законопроект;
  14. Судя по всему, «конституционно-перестроечные» события могут развиваться достаточно быстро. Впервые (согласно нашему мониторингу), например, известный политолог А. Устинов, близкий к «Ростеху», открыто пишет о здоровье президента. С одной стороны, спекуляции на тему здоровья главы государства сопровождали почти все президентство Ельцина, но это не имело для него серьезных юридических последствий. С другой стороны, национал-либерал, профессор-политолог В. Соловей предвещает «агонию системы». Плюс на этом фоне ельцинская «семья» спешит демонстративно присягнуть США, а консерваторы-единороссы типа С. Маркова говорят о возможных потрясениях в ноябре-декабре 2018 года;
  15. В этой тревожной обстановке статью В. Зорькина можно рассматривать:

а) в качестве «манифеста» части элиты, стоящей на государственнических, патриотических позициях и противостоящей попытке развала страны. Здесь даже можно увидеть зачатки созидательной альтернативы как реализуемому сейчас либеральному плану, так и безволию части Кремля. Более того, Зорькин концептуально опирается, по сути дела, именно на Программу КПРФ, даже терминологически используя понятие народовластие.

б) в качестве попытки идеологически обосновать создание суррогатной партии-обманки якобы «русского (российского) социализма» вместо Компартии, занимая программно-политическую нишу, которую недавно освободила КПРФ;

* * *

От позиции и решительности КПРФ в данных условиях обострения идеологических дискуссий и нарастающей политической турбулентности во многом будет зависеть развитие ситуации как в стране, так и в самой КПРФ.

 Подготовили:

С.П. Обухов, доктор политических наук,

Е.Б. Шабарова, кандидат политических наук, А.М.Богачев, психолог

 Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *